AMP18+

Северо-Запад

/

В Петербурге начался суд по делу известного искусствоведа Елены Баснер

Дзержинский райсуд Петербурга начал рассматривать по существу дело всемирно известного искусствоведа Елены Баснер, обвиненной в мошенничестве при продаже картины «В ресторане» художника Бориса Григорьева.

Потерпевшим по делу признан коллекционер Андрей Васильев, который за 250 тысяч долларов он купил полотно, признанное высокопрофессиональной подделкой.

Как сообщает «Фонтанка», прокурор Артем Лытаев кратко обрисовал суть вероятного преступления. По версии обвинения, Баснер сознательно, через издателя Леонида Шумакова, выставила на продажу поддельную картину, выдумав историю ее происхождения. Коллекционер Васильев приобрел поддерлку, при этом подлинник «В ресторане» хранился в запасниках Русского музея.

Елена Баснер лаконично не признала вину и передала слово адвокату Марине Яниной. Адвокат рассказала, что о полотне Григорьева в музейных запасниках на Инженерной улице подсудимая действительно когда-то знала, но запамятовала. В 1983 году она состояла в комиссии по приемке коллекции Окунева, переданной в дар Русскому музею и состоявшей из 360 живописных произведений. В их числе была скандальная картина.

«В ресторане» – не «Мона Лиза», которую раз увидишь – не забудешь, – емко пояснила адвокат Янина. – Комиссия принимала коллекцию за 26 лет до того, как Елена Баснер снова увидела работу Григорьева».

Версия защиты: перед продажей Баснер была уверена в подлинности картины и ошиблась. «Но если оба ошиблись, почему Васильев потерпевший, а Баснер – обвиняемая?», – философски заключила адвокат.

Васильев с добросовестным заблуждением бывшей приятельницы поспорил. По его словам, размолвка произошла задолго до «В ресторане». Причиной послужила еще одна картина, «Купальщицы». В 2003 году, как пояснил коллекционер, его друзья продали работу за 600 тысяч долларов любителю старины и бизнесмену Роману Жаголко. После сделки предприниматель объявил, что «Купальщицы» поддельные, потребовал 50 тысяч долларов и другие предметы живописи в счет остальной суммы. В качестве доказательства подделки Жаголко предъявил заключение, подписанное Еленой Баснер. Так вышло, что Васильев знал как минимум три подтверждения подлинности «Купальщиц». Сумел их предъявить, подключив заграничные связи, и отвадить покупателя. «С тех пор наши отношения с Еленой Вениаминовной прекратились», – добавил коллекционер.

Возможно, зная об этом конфликте, фигурирующий в обвинительном заключении издатель Леонид Шумаков в июле 2009 года утаил от Васильева имя инициатора продажи «В ресторане». В противном случае, как заверил Фемиду потерпевший, он бы вообще не помышлял о сделке. В подтверждение теории о спланированном обмане допрашиваемый поведал о мытарствах после того, как в 2010 году он получил доказательства существования двух картин Григорьева – своей и из запасников. В неоднократных попытках выяснить, где же подлинник, Васильев провел ряд встреч – с Баснер, Шумаковым, сотрудниками Русского музея. Васильев подчеркнул: «Елена Вениаминовна меня заверила, что в запасниках на Инженерной лежит не настоящая вещь».

В Русском музее, по словам Васильева, ему сначала вообще предложили забыть об этой истории, а затем предложили выдать «тройку» (документ, подписанный тремя специалистами – прим. ред.), чтобы коллекционер мог продать картину. На вопрос прокурора, означает ли это, что Русский музей предлагал подложное заключение по картине «В ресторане» Васильев дал утвердительный ответ. Из его показаний ясно, что коллекционер усматривает согласованный обман, который якобы не мог состояться без сотрудников Русского музея.

Санкт-Петербург, Полина Николаева

© 2015, «Новый Регион – Санкт-Петербург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Северо-Запад, Культура, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,