Кехман: Хочу разобраться в ситуации в Новосибирске самостоятельно Мездрич: Я свой путь прошел, кажется, достойно
Петербургский бизнесмен и меценат Владимир Кехман, который сегодня приступает к работе в качестве директора Новосибирского театра оперы и балета, намерен самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации. Об этом он заявил в интервью «Известиям».
По словам Кехмана, возглавляющего в Петербурге Михайловский театр, он намерен теперь жить по графику «четыре дня в Новосибирске и три дня – в Санкт-Петербурге». Кехман отметил, что для работы в двух театрах с разными учредителями (региональные власти и федеральные) у него есть все необходимы согласования.
«Те люди в Новосибирском театре, с кем я уже успел познакомиться, мне очень понравились», – подчеркнул он и добавил, что планирует встречу с Тимофеем Кулябиным – режиссером спектакля «Тангейзер», ставшего причиной скандала, который закончился сменой руководства театра.
Кехман пояснил, что его главная идея сейчас – «впервые в России показать возможность эффективного взаимодействия федерального и регионального театров». «Я бы хотел сделать из этого театра мост, который объединил бы все возможности Сибири, Урала, Дальнего Востока. Та инфраструктура, которая есть в Новосибирске помимо оперного театра, – консерватория, хореографическое училище, филармония, детские музыкальные школы – меня очень впечатлила. Надо использовать все эти возможности», – считает Кехман.
Кехман вступил в должность директора Новосибирского театра оперы и балета 30 марта 2015 года, совместив руководство двумя культурными учреждениями – новосибирским театром и санкт-петербургским Михайловским театром.
Предыдущим директором оперного театра был Борис Мездрич, занимавший этот пост дважды – в 2000-2008 и 2010-2015 годах. После первых восьми лет работы в театре Борис Мездрич переехал из Новосибирска в Ярославль, но вернулся, когда его преемник, Руслан Ефремов, повесился в номере гостиницы.
Владимир Кехман с 1990 года занимал пост заместителя гендиректора «Росоптопродторга». Годом позже он основал брокерскую контору «Град». С 1993 по 2008 годы занимался бизнесом по поставке фруктов – сперва в компании «Олби-джаз», затем в основанной компании Joint Fruit Company, которая была крупнейшим импортёром на рынке бананов. В 2012 году операционная компания JFC ЗАО «Группа Джей Эф Си» была признана банкротом с долгами 38,5 млрд рублей. В октябре 2012 года суд Лондона признал банкротом самого Владимира Кехмана.
В октябре 2014 года Владимиру Кехману было предъявлено обвинение в хищении денег Сбербанка. По подозрениям следственного департамента МВД, ЗАО «Группа Джей Эф Си» не вернула многомиллиардных займов ряду крупных банков.
В 2007 году Владимир Кехман стал генеральным директором Михайловского театра. Спустя три года его деятельности на посту руководителя Александр Авдеев, бывший тогда министром культуры РФ, вручил Кехману национальную премию «Известность» в номинации «культура» за «возрождение театра». Кехман привлёк в Михайловский театр танцовщиков Большого театра, и даже сам исполнил партию принца Лимона в спектакле «Чипполино».
Кехман является обладателем нескольких орденов от Русской Православной церкви за участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь.
Бывший директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич также в интервью «Известиям» пояснил, что он испытывает, как говорили в советское время, «чувство глубокого удовлетворения» оттого, что «не сдал» спектакль «Тангейзер».
«К сожалению, выстоять до конца и победить не вышло. Но я благодарен всем, кто поддержал нас, ― коллегам, зрителям, коллективу театра. Я свой путь прошел, кажется, достойно. Правда, мне еще суды над «Тангейзером» предстоят», – отметил он. Свое отношение к новому директору Мездрич прокомментировал кратко: «Мне все равно, как он настроен».
Описывая свой диалог с министром культуры, Мездрич подчеркнул, что некоторые предложения Минкульта в принципе были для него неприемлемы: «Некоторые предложения не могут быть выполнены: в частности, сокращение финансирования «Тангейзера» и извинения. Я сказал, что для меня это невозможно. Мои профессиональные правила не позволяют мне «сдавать» спектакли и извиняться перед людьми, которые не видели оперу».
Также Мездрич отметил, что на митинг против «Тангейзера» пришла всего 1 тыс. человек вместо заявленных организаторами 3 тыс. «Это хороший симптом. Значит, нам в Новосибирске все-таки удалось убедить какую-то часть людей. Город не сдался, люди не пошли на поводу у агрессивной публики, прикрывающейся православием и церковными канонами, – заявил Мездрич. – Это очень радует. Я думаю, что город выстоит. Люди теперь будут понимать, что нельзя прогибаться. Хорошо бы это понимали не только в Новосибирске». Также Мездрич сказал, что очень благодарен общественным организациям за поддержку, но сам не намерен участвовать в публичных акциях в свою поддержку.
Напомним, в Новосибирске 24 февраля прокуратура возбудила административное дело после постановки оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера в местном театре оперы и балета. Дело было открыто по статье КОАП РФ «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». Фигурантами дела являлись постановщик оперы «Тангейзер» Тимофей Кулябин и директор театра Борис Мездрич.
С жалобой на постановку, действие которой происходит в современности, обратился новосибирский митрополит Тихон. Священнослужитель усмотрел в спектакле «унижение чувств верующих людей, оскорбление православной церкви и разжигание религиозной вражды». 25 февраля стало известно, что Следственный комитет РФ проводит проверку «Тангейзера» по ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).
В Новосибирском театре оперы и балета (НГАТОиБ) обещали отстоять перед «критиками» из РПЦ и надзорными органами постановку оперы Вагнера «Тангейзер». В театре также заявили, что не намерены снимать «Тангейзер» с репертуара.
В начале марта мировой суд Центрального района Новосибирска не нашел состава административного правонарушения в постановке. Тем не менее после судебного разбирательства из постановки убрали постер, на котором был изображен распятый Христос на фоне обнаженной женщины. Вместо этого в постановках, которые прошли 14 и 15 марта, на сцене появился белый лист, отмечает «Интерфакс». Но это не помогло создателям современной оперы. Прокуратура оспорила решение суда, а новосибирская епархия РПЦ потребовала от министра Мединского исключить из репертуара театра постановку, заявив, что использование образа Христа в «кулябинщине» недопустимо. Представители РПЦ попросили министра озвучить личное мнение по «Тангейзеру» и призвали Генпрокуратуру РФ, СКР и ФСБ проверить постановку.
Минкультуры РФ попросило создателей «Тангейзера» извиниться перед зрителями и частично изменить постановку. Также в ведомстве заявили, что проверят финансово-хозяйственную деятельность театра «в связи с большим количеством запросов» по поводу финансирования оперы, гонораров режиссера и актеров.
26 марта Центральный районный суд Новосибирска назначил даты рассмотрения дел в отношении Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина. Дело директора оперного театра будет рассмотрено 3 апреля, дело оперы «Тангейзер» – 6 апреля.
Санкт-Петербург, Полина Николаева
© 2015, «Новый Регион – Санкт-Петербург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».