AMP18+

Северо-Запад

/

Пиотровский: Всякая непохожесть становится поводом взяться за нож или кувалду Музеи сегодня – на передовой линии борьбы с нетерпимостью

Современный мир захлестнула волна нетерпимости, переходящей в ненависть. И музеи сегодня оказываются едва ли не единственным лекарством от этой болезни духа, считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Всякая непохожесть становится поводом взяться за нож или кувалду, – пишет Пиотровский в «Российской газете». – В значительной мере это является результатом малограмотности и примитивности, низкого культурного уровня. Именно из-за этого непохожие и непонятные вещи представляются вызовом, уродством, оскорблением, кощунством».

Конечно, отмечает он, часто невинные вещи объявляются оскорблением с особыми целями. «Столь же часто различия превращают в карикатуру сознательно. Но эти провокации работают потому, что в обществе потеряно понимание того, что различие и различность прекрасны, – подчеркивает руководитель крупнейшего музея России. – Непохожесть не должна быть поводом для отторжения, особенно эмоционального. Это замечательно, когда кругом много непохожего и интересного. Только вот это интересное надо понять, чтобы ощутить прелесть нестандартности. Это вовсе не означает потерю своих собственных ориентиров. Но в разнообразном мире и свои ориентиры (если они подлинные и собственные) становятся сильнее и достойнее, а гордость ими обосновывается конкурентными преимуществами, а не боязнью конкуренции».

Пиотровский подчеркивает: «Музеи сегодня оказываются на передовой линии борьбы с нетерпимостью и при этом лекарством от нее. Конечно же, это лекарство помогает тем, кто хочет излечиться. Но такие должны стать большинством».

Он также указывает, что музейный фонд, «который музейщики героически сохранили, остался одним из лакомых для приватизации кусков». «Сегодня мы повсюду видим атаки на музеи. Они явно призваны их дискредитировать и призвать к коренной перестройке музейного дела на основах рыночного бизнеса. Опять начались разговоры о музейных переделах. Мы уже знаем, что это открывает дорогу к продажам», – предупреждает Пиотровский.

Он добавляет: «Снова звучат призывы к цензуре, причем с противоположных сторон. Они прекрасно сочетаются с актами вандализма. Появляются и странные идеи объединения вместе всех музеев под единым командованием. То ли создания суперхолдинга, то ли централизованного управления Музейным фондом. И в то же самое время государство отказывается охранять музеи, а рядом растут имущественные споры между музеями и церковью, которые явно подогреваются со стороны и мешают жить и тем, и другим».

«Все это очень мешает музеям нести миру чистое и подлинное знание, делать так, чтобы это знание помогало людям жить вместе, а не оказывалось полем вражды и провокации. Для этого общество должно признать за культурой особые права, особую природу музейной территории и территории культуры вообще», – пишет Пиотровский.

Он констатирует: «Музеи формируют национальную гордость без скрытого комплекса неполноценности. Музеи предлагают лекарство от нетерпимости, показывая, что различия прекрасны. Музеи воспитывают сложного человека. Музеи надо беречь и охранять их от всех видов вандализма, физического и интеллектуального».

Напомним, вечером 14 августа активисты движения «Божья воля» под руководством своего лидера Дмитрия Цорионова (Энтео) устроили погром на выставке в Манеже «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Энтео утверждал, что карикатуры на Иисуса Христа нарушают закон «О защите чувств верующих». После происшествия активистов доставили в отделение полиции, но вскоре отпустили. Инцидент вызвал бурное обсуждение, касающееся в том числе и вопросов охраны музейных ценностей. На прошлой неделе в Петербурге неизвестные вандалы кувалдой разбили барельеф Мефистофеля на историческом особняке Лишневского. Ответственность за вандализм взяли на себя некие «казаки», объяснившие свои действия религиозным рвением. Накануне в Петербурге возле пострадавшего дома, являющегося объектом культурного наследия, прошел народный сход под общим лозунгом «Да – Мефистофелю, нет – мракобесию».

Санкт-Петербург, Полина Николаева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Северо-Запад, Культура, Общество, Россия,