AMP18+

Северо-Запад

/

КС РФ впервые постановил не исполнять решение ЕСПЧ По делу о голосовании заключенных на выборах

Конституционный суд РФ (КС) впервые воспользовался правом отказать в исполнении решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд).

КС счел, что ЕСПЧ нарушил суверенитет страны, потребовав, чтобы Россия предоставила избирательные права заключенным по делу «Анчугов и Гладков против России». КС установил, что решение ЕСПЧ по данному делу противоречит российской Конституции, поэтому его невозможно исполнить. Высокие судьи признали, что ЕСПЧ превысил свои полномочия, потребовав, чтобы Россия предоставила избирательные права тем, кто отбывает наказание в колониях.

КС пришел к выводу, что запрет голосовать осужденным содержится в Конституции, и ЕСПЧ не вправе требовать, чтобы Россия вносила изменения в свой Основной закон.

В решении сказано: «Россия как высокая и международная сторона при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (и признании юрисдикции ЕСПЧ) не давала согласия на изменение Конституции. Конвенция имеет большую юридическую силу, чем федеральные законы, но не большую или равную (российской) Конституции».

Судьи отметили, что права голоса лишены не все осужденные, а только те, кто содержится в колониях: «Только лишение свободы влечет за собой лишение права избирать». Никаких оснований считать этот запрет дискриминацией отдельных категорий осужденных нет. КС РФ признал возможным и реализуемым в российском законодательстве и судебной практике исполнение постановления ЕСПЧ в части мер общего характера, направленных на обеспечение справедливости, соразмерности и дифференцированности применения ограничений избирательных прав осужденных (заключенных). В соответствии со статьей 32 (часть 3) Конституции РФ и конкретизирующими её положениями Уголовного кодекса РФ, по общему правилу, исключается назначение наказания в виде лишения свободы и тем самым ограничение права голоса граждан, совершивших впервые преступления небольшой тяжести, при том что за более серьезные преступления лишение свободы и, следовательно, запрет на участие в выборах в качестве избирателя применяется только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей уголовной ответственности.

итоге КС признал невозможным исполнить решение ЕСПЧ как в части внесения изменений в законодательство, так и в части восстановления прав заявителей – Анчугова и Гладкова, чьи права ЕСПЧ признал нарушенными. Судьи напомнили, что законодатель при этом сам может оптимизировать систему уголовных наказаний. В частности, КС отметил, что законодатель вправе перевести колонии-поселения в разряд альтернативных видов наказания. Тогда все, кто там содержатся, автоматически получат право голоса.

КС РФ признал невозможным исполнение мер индивидуального характера в отношении граждан Анчугова (осужден за убийство, кражи, мошенничество) и Гладкова (осужден за убийство, разбой, участие в организованной преступной группе), которые были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии 15-ю годами лишения свободы. Они были осуждены за совершение особо тяжких преступлений, а значит, заведомо не могли рассчитывать на доступ к активному избирательному праву ни по Конституции РФ, ни по международным правовым стандартам.

Оспариваемое решение ЕСПЧ вынес в 2013 году, удовлетворив жалобу бывших заключенных Сергея Анчугова и Владимира Гладкова. Каждый из них жаловался, что во время отбытия наказания (15 лет лишения свободы) они были лишены права голоса на выборах.

Санкт-Петербург, Полина Николаева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, Общество, Политика, Россия,