AMP18+

Северо-Запад

/

На открытии мемориальной доски Маннергейму Мединскиий посоветовал «не быть святее Сталина»

В центре Петербурга состоялось торжественное открытие памятной доски Карлу Маннергейму. Мероприятие вызвало противоречивую реакцию горожан, как, впрочем, и сама фигура финского генерала.

Как сообщает «Фонтанка», на огороженной Захарьевской улице с импровизированной сцены под крики несогласных выступили министр культуры Владимир Мединский и глава президентской администрации Сергей Иванов.

Иванов пересказал биографию военачальника до 1917 года. «Как говорится, из песни слов не выкинешь. Никто не собирается обелять действия Маннергейма после 18-го года, но до 18-го года он служил России, и если уж быть совсем откровенным, то он прожил и прослужил в России дольше, чем он служил и жил в Финляндии», – сказал Иванов. Как сообщает «Интерфакс», Иванов напомнил, что Маннергейм прослужил в российской армии 31 год, во время русско-японской войны был дважды ранен, получил высокие государственные награды, в 1906-1908 годах совершил конный поход в Китай и сделал очень много ценных военных наблюдений, после чего вернулся в Петербург и продолжил службу, прошел всю первую мировую войну и участвовал в Брусиловском прорыве.

«Я с собой взял только два документа и готов их передать, хотя, собственно, в военно-историческом обществе это известно: 1 января 1918 года он написал рапорт-прошение об увольнении с военной службы и просил назначить ему пенсию, вполне законно, кстати. Он 31 год, повторяю, прослужил в российской армии. Это один документ. А второй документ еще более удивительный: в феврале 18-го года советским правительством Маннергейму была назначена пенсия в размере 3761 рубль, немалые деньги по тому времени. То есть, если называть вещи своими именами, генерал Маннергейм был советским военным пенсионером», – добавил Иванов.

«Все, что произошло дальше, – никто не собирается оспаривать последующий финляндский период истории и действий Маннергейма, никто не собирается обелять этот период истории. Вообще все, что произошло, это еще одно доказательство, как резко изменила жизнь многих людей Октябрьская революция, столетие которой мы через год будем отмечать. Но при этом нельзя забывать, ту достойную службу генерала Маннергейма, которую он проходил в интересах России», – подчеркнул он.

Мединский, в свою очередь, сообщил о необходимости примирения всех, кого разделила Октябрьская революция. В ответ на очередной окрик из толпы «Позор!» Мединский ответил: «Не надо быть святее Папы Римского, а точнее – Сталина, который лично взял Маннергейма под свою защиту». По словам Мединского, мемориальная доска – еще одна попытка преодолеть «трагический раскол» в российском обществе возникший после Октября 1917 года.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя событие, заявил, что Маннергейм – незаурядная личность, имеющая важную роль в российской истории. «Действительно, до сих пор личность Маннергейма вызывает споры. Но однозначно совершенно можно сказать, что это личность незаурядная, это личность, имеющая отношение к нашей истории, и личность, роль которой еще долго будут изучать историки», – сказал Песков.

Карл Маннергейм (1867-1951) окончил Гельсингфорский университет и Николаевское кавалерийское училище (Петербург). До 1917 года состоял на службе в русской армии. Во время Первой Мировой войны командовал соединением. В 1918 году командовал финской армией. В декабре 1918 – июле 1919 года – регент Финляндии.

Его помнят как создателя так называемой линии Маннергейма и как политика, вопреки пожеланиям Гитлера выведшего в 1944 году под давлением советского правительства свою страну из состояния войны с СССР. С августа 1944 он стал президентом Финляндии, в марте 1946 вышел в отставку. Умер 28 января 1951 в Лозанне. Он показал себя не только крупнейшим военным деятелем в истории этого государства, но и мастером политических маневров, умело балансирующим между Востоком и Западом.

Вопрос увековечения памяти Карла Маннергейма в Петербурге имеет долгую историю. В гостинице «Маршал», расположенной в здании бывших конюшен Кавалергардского полка на Шпалерной улице, с 2003 года существует музей военачальника. Там же был открыт бюст Маннергейма работы скульптора Вячеслава Уланова. В 2009 году писатель Даниил Гранин предложил установить мемориальную доску Маннергейму на здании по адресу: Захарьевская, 31, где жил генерал-лейтенант, но тогда в комитете по культуре решили не торопиться с таким решением в год 65-летия Победы. В 2013 году город был взбудоражен появлением на дорогах ответа «сталинобусу» – маршруток, украшенных портретами Маннергейма, что было расценено частью горожан как провокация.

Личность Маннергейма, мягко говоря, неоднозначно оценивается в Петербурге. С одной стороны, он русский генерал и герой Первой мировой войны. С другой, его участие в блокаде Ленинграда вызывает разные мнения историков и ветеранов войны. Одни считают его верным союзником Гитлера, другие говорят, что Маннергейм якобы «не пропустил немецкие войска к блокадному Ленинграду с севера».

Санкт-Петербург, Полина Николаева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Северо-Запад, Общество, Россия,