AMP18+

Северо-Запад

/

Правозащитники: Дадин и сотрудники колонии – два разных мира, не понимающие друг друга

Поведение Ильдара Дадина в колонии №7 в Сегеже вызывало раздражение сотрудников. Об этом заявил член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Игорь Каляпин по итогам беседы с Дадиным. «В каких-то ситуациях Дадин полагал, что отстаивает права человека, а на самом деле нарушал режим содержания и раздражал сотрудников колонии: для них это все проявление дерзости, криминальных наклонностей. Дадин и сотрудники колонии – два разных мира, не понимающие друг друга», – пояснил правозащитник в интервью «Ведомостям». Он добавил, что сам Дадин не хочет перевода в другую колонию, поскольку «ничем хорошим это не закончится». Ранее уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, также встречавшаяся с Дадиным в колонии, предложила перевести его в другое учреждение «поближе к семье».

Накануне в колонию №7 в Сегеже прибыли члены СПЧ Павел Чиков и Игорь Каляпин. Они намерены прояснить ситуацию с осужденным Ильдаром Дадиным, который в начале ноября сообщил «на волю» о применявшихся к нему в колонии пытках.

Чиков рассказал интернет-журналу «7x7», что в колонии не оказалось видеозаписей, которые могли бы послужить подтверждением слов заключенного. Как пояснили сотрудники колонии, видеозаписи, сделанные более 30 дней назад, уничтожены, поскольку «истек срок хранения». По этой причине проверить объективность жалоб Дадина, рассказавшего о пытках и неоднократном избиении с участием руководства колонии, невозможно. Чиков отметил, что сохранилось только видео применения физической силы в отношении Ильдара. Такое видео, приложенное к материалу, хранится в течение двух лет.

Правозащитники также сообщили про обнаруженные на руках у осужденного возможные следы от наручников, которые не появляются после обычного их применения. «Такие следы могут появиться, если руки человека сковывают сзади, а затем его подвешивают за руки. Синяки и ссадины, по его словам, были, но за два месяца прошли», – рассказал Чиков в интервью «Коммерсанту».

Беседа правозащитников с осужденным в общей сложности продлилась пять часов. Заключенный не говорил ни о каком давлении после публикации своего письма о пытках.

Накануне на сайте СПЧ Чиков и Каляпин разместили такие сообщения: «Мы находимся в колонии, работаем. Дадин повторил то же, что и говорил раньше. О наших выводах мы сообщим позднее» (Каляпин). «Ильдар Дадин на позитиве, бодрый, передает всем привет и благодарность за поддержку. Остальное позже» (Чиков).

По итогам проверки колонии правозащитники должны составить докладную записку, которую председатель СПЧ Михаил Федотов передаст президенту. Ранее Федотов уже обсуждал с Путиным ситуацию, которая сложилась с оппозиционером. Глава государства сказал, что знает о случае с Дадиным, и предложил расширить возможности общественного контроля в местах принудительного содержания.

Второй день в колонии члены СПЧ намерены посвятить поиску доказательств и общению с другими заключенными.

Ранее ФСИН объявила, что комиссия независимых врачей Сегежской районной больницы не нашла у Дадина признаков каких-либо полученных травм. Между предполагаемыми избиениями, которые датируются ранним периодом пребывания оппозиционера в ИК-7, куда его в начале сентября этапировали из вологодского СИЗО, и медицинским освидетельствованием прошло более месяца. Члены ОНК Карелии по результатам встречи с заключенным сообщили, что следов применения насилия не осталось. В СК также не подтвердили факты пыток, но результаты изучения записей с видеокамер еще не обнародованы.

Ильдар Дадин стал первым осужденным по статье 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение порядка проведения митинга). Эта статья была включена в УК РФ летом 2014 года и предусматривает уголовную ответственность за неоднократные нарушения статьи 20.2 КоАП («Нарушение порядка проведения публичного мероприятия») в течение года. Басманный суд Москвы в декабре 2015 года признал Дадина виновным по четырем эпизодам участия в несогласованных акциях протеста в 2014 году и приговорил к трем годам колонии, позднее срок наказания был снижен на полгода. До конца августа 2016 года он находился в СИЗО Москвы и Санкт-Петербурга, в сентябре его перевели в ИК-7 в Карелии. Письмо Ильдара Дадина об избиениях и пытках в колонии, адресованное жене появилось в СМИ в начале ноября. В тексте говорилось об избиениях с участием начальника колонии, угрозах изнасилованием и убийством, подвешивании на наручниках и других примененных к нему пытках. В письме Дадин утверждает, что в колонии действует «целая мафия», в которой участвует вся администрация, в том числе начальник колонии майор внутренней службы Сергей Коссиев и абсолютное большинство сотрудников исправительного учреждения, включая врачей.

Вскоре после публикации письма заключенного в управлении ФСИН по Карелии подтвердили применение силы по отношению к Дадину 11 сентября. В ведомстве это объяснили его отказом «в грубой форме» выходить из камеры, «принимать положение для обыска», а также попытками «хватать сотрудников за форменную одежду». В результате к заключенному были применены физическая сила и спецсредства – наручники. К делу подключились правозащитники, расследование продолжается.

Сегеж, Полина Николаева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия,