В Петербурге суррогатная мать не отдала близнецов биологическим родителям
История с суррогатным материнством в Петербурге закончилась печально: семейная пара осталась и без детей, и без денег. Женщина, по договору вынашивавшая и родившая близнецов, отказалась отдавать детей биологическим родителям. Теперь она, как многодетная мать, претендует на получение квартиры.
Как сообщается на сайте петербургского уполномоченного по правам ребенка, договор на суррогатное материнство был заключен через клинику, при этом одним из условий было то, что семейная пара и суррогатная мать не будут знать имен друг друга. О суррогатной матери было известно только, что у нее есть двое своих детей и она замужем. Когда выяснилось, что прижились оба эмбриона, женщина потребовала 50-процентную доплату за второго ребенка, хотя в договоре сумма компенсации за многоплодную беременность была прописана. Выяснилось также, что и в самом начале беременности, узнав о близнецах, суррогатная мать просила сделать редукцию – удаление одного плода. Женщина грозилась отдать биологическим родителям только одного ребенка, а второго оставить себе. Биологические родители после консультации с юристом доплачивать женщине отказались. В итоге суррогатная мать исчезла, сменила адрес, не посещала клинику и перестала отвечать на звонки. Оказалось, что близнецы родились недоношенными и первые дни провели в реанимации, а суррогатная мать оформила на них свидетельства о рождении, вписав в графу «родители» себя и мужа.
Биологические родители близнецов подали в суд, который признал действия суррогатной матери недобросовестными, а её материальные возможности – не отвечающими интересам близнецов. Но решение суда не вступило в силу, а суррогатная мать подала апелляцию. Судебное заседание назначено на середину января. Женщина заявляет, что, поскольку она вынашивала и родила мальчиков, то по закону является их матерью. «А биологические родители потеряли не детей, а только мечту о них», – говорит она. Также женщина начала собирать документы для получения отдельной квартиры – поскольку семья теперь считается многодетной.
Биологические родители попросили органы опеки и попечительства проверить, в каких условиях живут новорожденные мальчики и хорошо ли о них заботится суррогатная мать. Оказалось, что никаких претензий к женщине у органов опеки нет.
Детский омбудсмен Петербурга Светлана Агапитова отмечает, что для биологических родителей близнецов эта история стала настоящей трагедией. Она напоминает, что российское законодательство допускает суррогатное материнство, но отдельного нормативно-правового акта, закрепляющего права и ответственность всех участников этой программы, нет. В итоге каждая из сторон договора может практически безнаказанно нарушить его условия, причем это относится не только к суррогатной матери: были случаи, когда биологические родители отказывались забирать своего ребенка. Агапитова считает, что нужно либо конкретизировать законодательство, либо вообще запретить суррогатное материнство на коммерческой основе. Во многих европейских странах оно уже запрещено.
Санкт-Петербург, Полина Николаева
© 2016, РИА «Новый День»