Корабль с экологами преследует российскую плавучую АЭС
Антиядерные активисты, ополчившиеся против плавучей российской АЭС «Академик Ломоносов», требуют ужесточить контроль «над опасным объектом». Для убедительности корабль с экологами преследует российскую станцию.
«Прямо сейчас баржа плывёт в Мурманск, где в неё погрузят ядерное топливо и запустят реакторы, что не может не беспокоить соседей: жителей Финляндии и Норвегии и других стран», – заявляют в пресс-службе «Гринпис».
Сообщается, что атомная станция вошла в воды Дании, где ее встретил корабль с протестующими из близлежащих стран. Один из них – ядерный эксперт «Гринпис» Центральной и Восточной Европы Ян Хаверкамп, находящийся на борту «Белуги II», который теперь сопровождает АЭС. По его оценке, «Академик Ломоносов» «повышает риск серьёзной ядерной аварии в таких труднодоступных местах, как Арктика».
«Зная историю аварий на российских ядерных судах, доверять на этот раз очень сложно», – предупреждает Хаверкамп.
В пресс-службе «Гринпис» подчеркивают, что их судно следует за «Академиком Ломоносовым» на расстоянии, рекомендованном береговой охраной, и тем самым осуществляет «право на мирный протест на море», не препятствуя проходу судов.
Накануне одно из сопровождающих плавучую АЭС судов «Спасатель Карев» «пыталось помешать судну экологов, но шведская береговая охрана по просьбе «Гринпис» пресекла это, проплыв между кораблями.
Отметим, что общая мощность реакторов «Академика Ломоносова» – 70 МВт – меньше, чем на большинстве наземных атомных станций. Загрузка нового топлива потребуется каждые два-три года, а отработавшее планируется хранить на борту до 12 лет.
В прошлом году Ростехнадзор заявил об отсутствии полномочий для постоянного надзора над плавучей АЭС, так как «не обладает правом постоянного контроля над объектами, строящимися на Балтийском заводе».
Кроме того, под давлением общественности Петербурга, стран Северной Европы и Балтии Росатому пришлось отказаться от загрузки урана в реакторы в центре Петербурга. Сейчас компания намерена заправить и испытать ПАЭС в Мурманске, а потом буксировать на Чукотку для эксплуатации.
Согласно официальному заключению, если судно затонет при ударе о грунт, затопление будет сопровождаться выходом радиоактивных веществ. При этом мгновенный сброс радиоактивных вод не представляет заметной экологической опасности, а максимальный радиус загрязнения составит 2,34 км.
Между тем, экологи напоминают об аварии на Чернобыльской АЭС, которая загрязнила более чем 1000 км. «Очевидно, что сценарии аварий описаны крайне неподробно, – считают в «Гринпис». – Распределение загрязнения может быть различным в зависимости от того, как далеко от берега находилась плавучая атомная станция. Не учитывается в документе возможное загрязнение рыбы и других морских ресурсов».
Мурманск, служба информации РИА «Новый День»
© 2018, РИА «Новый День»