В римско-католическом храме Винницы соорудили крупнейший на Украине вертеп
Рождественский шедевр содержится над алтарем в римско-католическом храме Матери Божьей Ангельской. Эта парафия славится тем, что ежегодно выстраивает очень оригинальные вертепы. Этому атрибуту рождественских праздников здесь придается особенное значение.
«Мы не можем по-другому, – заметил бр. Юстин Русин, настоятель храма. – Мы – францисканцы. И мы верны своему основателю – св. Франциску из Асижу, который впервые в Гречче украсил Службу Божью живым вертепом. Он собрал пастухов, овец и всю живность, которая присутствовала при рождении Христа.
По легенде, в Пресвятых Дарах, которые держал Франциск, собравшиеся увидели Иисуса в виде младенца. К сожалению, на этом торжестве не могла быть св. Клара. Она заболела и лежала в постели в своем монастыре. И тогда случилась первая, так сказать, телевизионная трансляция – на стене кельи Клара смогла видеть все это действо. И когда сестры вернулись домой, она рассказала о чуде, которое совершил для нее Господь.
Поэтому и Католическая Церковь избрала св. Клару покровительницей телевидения. Поэтому для нас, францисканцев, Рождество Христово ассоциируется с вертепом, масс-медиа, св. Франциском и св. Кларой».
Обычно вертепы размещают в боковых невах храма. Здесь же его расположили прямохонько над алтарем. И это, оказывается, далеко не новшество. Это давняя традиция, которая берет начало с эпохи барокко. И сегодня много францисканских храмов стараются ее возродить.
Монахи говорят, что это помогает человеку сосредоточиться на основном. Вот, например, в православных храмах есть иконостасы, которые закрывают алтарную часть храма. Одно из их значений – обратить внимание на основное – на то, что происходит за этой стеной, – на божественной мистерии. Следовательно, вертеп над алтарем в рождественский период выполняет именно эту функцию иконостаса.
Люди приходят на Святую Мессу, смотрят на литургическую акцию, которая происходит за главным алтарем храма, подносят взгляд и видят сцену Рождества. И это помогает верующим сосредоточиваться и объединять мистерию Жертвы Агнца с мистерией Воплощения Божьего Сына.
Алтарь имеет очень особенную подсветку. Когда правиться Месса, есть иллюминация алтаря, а свет в вертепе погашено. Это значит, что центр есть здесь – на алтаре. Когда Евхаристия заканчивается, освещает вертеп. Самые большие лучи света направлены на дарохранительницю (место за алтарем, где сохраняются Пресвятые Дары) и на Младенца в яслях. И это значит, что Тот, Кто родился в Вифлееме (Вифлеем с еврейского означает «дом хлеба»), стал євхаристейным Хлебом для человечества.
И это еще не все «спецэффекты» винницкого рождественского действа. В храме беспрестанно раздается классическая рождественская музыка. Бр. Юстин Русин объясняет: «По всем правилам открытия вернисажей, галерей, непременно должно быть музыкальное оформление. Потому что, когда через глаз «потребляем» образ, очень помогает звуковой эффект.
Любой фильм теряет ли какое-то сказочное действо без музыки около 40% своей красоты. Сам образ действует. Но, поскольку человек является целостным существом, ему важно вбирать мир всеми органами чувств. Так стоя в церкви, мы вдыхаем запах ладана, слышим церковный хор, звуки органа, и эти эстетичные эффекты помогают нам прославлять Бога. Так же изображение вертепа нуждается в созвучности колядок. Хор и орган является музыкальным иконостасом в церкви».
Парафияне и просто захожие к храму говорят, что «его атмосфера помогает глубже пережить Рождество и «повкусовать» этот особенный кусочек праздника», сообщает «РИСУ».
Винница, Дмитрий Орлов
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».