AMP18+

Одесса

/

Затонувшему одесскому пароходу «Ленин» присвоят статус мемориала

Научная экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины начала обследование одесского пассажирского парохода «Ленин», затонувшего в 1941 году на траверсе крымского мыса Сарыч.

Цель экспедиции – подготовить документы к проекту постановления Кабинета министров о присвоении затонувшему судну статуса «Международный морской мемориал».

По словам директора департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины Сергея Воронова, пароход официально должен быть признан братской могилой, поскольку в настоящее время его никто не охраняет. Так, уже в самом начале экспедиции выяснилось, что с судна украден штурвал, передает ТИА «Окна-Одесса».

Обследуют затонувший «Ленин» помощью телеуправляемого подводного аппарата «Софокл» и гидролокатора кругового обзора «Акинак». Это отечественные разработки николаевского НИИ подводных технологий национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова.

«Заодно проходит и испытание этого, пока еще экспериментального, оборудования. Мы не только проведем детальный осмотр и паспортизацию внешнего вида «Ленина», но и попытаемся поднять с помощью «Софокла» часть гирокомпаса затонувшего парохода»», – отметил Сергей Воронов.

По его словам, экспедиция должна завершиться 11 августа.

В свой последний рейс судно, построенное в 1909 году, а в годы советской власти переименованное из «Симбирска» в «Ленин», отправилось из Одессы 24 июля 1941-го. Вместе с ним по направлению к Крыму вышли из порта два корабля ­ «Грузия» и «Ворошилов» (по данным историков, он шел «на одном двигателе» и неоднократно ложился в дрейф по причине поломок в машине, из-за чего останавливался весь караван). Точных данных о том, сколько людей было принято на борт «Ленина», нет и сегодня. Изначально рассчитанный на перевозку 472 пассажиров, он, как вспоминают очевидцы, был «заполнен под завязку». На теплоходе находились, кроме членов экипажа, мобилизованные солдаты и матросы маршевых подразделений, а также беженцы.

Трагедия произошла в 23.30 27-го июля на траверсе мыса Сарыч: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Что стало его причиной, до сих пор доподлинно неизвестно. Однако большинство исследователей склоняются к версии, что судно подорвалось на советской мине. Приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями был отдан командованием флота.

Подорвавшийся пароход затонул так быстро, что шлюпок с него спустить не успели, а спасением людей первое время занимался лишь МО-025 ­ единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты. Затем подошли шлюпки с двух других судов. Документы свидетельствуют, что только на «Ворошилов», на котором изначально было порядка трех тысяч людей, подняли из воды 207 человек с «Ленина». Точные данные о количестве жертв крушения так и не были названы. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2 500 человек.

Одесса, Мария Зборовская

© 2009, «Новый Регион – Одесса»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Одесса, Конфликт на Украине, Общество,