Одесский порт может стать муниципальным
Одесский порт и мэрия города всерьез задумались о возможности перевода ОМТП из государственной в муниципальную собственность.
Эту идею озвучил на заседании экономического совета при городском голове начальник порта Николай Павлюк.. Об этом сообщила газета «Сегодня».
«Сейчас разрабатываются поправки к проекту закона «О морских портах», – цитирует издание Павлюка. – Они предварительно предусматривают приватизацию портового хозяйства страны. Мы опасаемся, что в результате порт купит непонятно кто с целью последующей перепродажи. Альтернативой такой возможности и гарантией сохранения предприятия может стать муниципальный статус. Для Украины это дело новое, но в Европе многие порты работают таким образом. Правда, для того, чтобы муниципализация произошла, нужно соответствующим образом переделать проект закона».
Мэр Одессы Алексей Костусев идею Павлюка поддерживает.
«Для Одессы переход порта в статус муниципального был бы большим приобретением. Своим рождением Одесса обязана порту. Город строился вокруг порта. И развитие Одессы зависело напрямую от порта. Город никогда бы не стал крупнейшим торговым центром юга, если бы не портовый транзит, хлебная торговля. К сожалению, от нас пока ничего не зависит. Решение будут принимать на уровне ВР и правительства», – отметил мэр.
Большинство опрошенных газетой экспертов сходятся во мнении, что больше всего выиграет от изменения формы собственности городская громада: сейчас порт перечисляет в бюджет Одессы около 30 млн грн ежегодно (подоходный налог, налог на землю, экологический и транспортный сборы), в то время как государство получает ежегодно за счет дивидендов и налога на прибыль в районе 270-300 млн. Если порт станет муниципальным, ситуация поменяется кардинальным образом. То есть, большая часть налогов будет оседать в городской казне.
В свою очередь, порт сможет перекинуть на одесскую власть заботы по поддержанию своей социальной инфраструктуры (детские сады, спорткомплекс, медсанчасть и т.д.) – это около 30 млн грн в год. А самое главное, решения, важные для порта, будут приниматься на местном уровне, не проходя семь кругов бюрократического ада в Киеве.
Но есть у предлагаемой реформы и свои минусы, причем серьезные. «Менеджеры Думской со своим хозяйством справиться толком не могут, куда им портом рулить? – критикует инициативу Павлюка доктор экономических наук Николай Шутов. – За 20 лет независимости одесской власти не удалось сделать прибыльным ни одно коммунальное предприятие. Второй негативный момент – ¬ инвестиции. Выход из госсобственности означает невозможность привлекать средства для развития из бюджета страны, а отсутствие государственных гарантий вместе с коррупцией, которая на местах сильнее, чем в столице, может отпугнуть и частных инвесторов. Посмотрите, в каком состоянии наш аэропорт. Он, напомню, – муниципальный. В свое время, кстати, по этой причине УЕФА отказался от проведения в Одессе матчей Евро-2012».
Ну, и в-третьих, говорят специалисты, уйти под крыло города – значит стать заложником местечковых политических разборок. «Клановые войны привели к вечной кадровой чехарде в КП. И если какой-нибудь «Зелентрест» еще выживает в таких условиях, то порт не сможет», – уверен политолог Василий Зырянский.
Одесса, Елена Соломина
© 2011, «Новый Регион – Одесса»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».