Почему нужно приехать в Пермский край вместо Камчатки или Алтая?
«Новый Регион» представляет интервью с Ширинкиным Павлом Сергеевичем, кандидатом географических наук, доцентом, зам. зав. кафедрой Управления и Экономики СКС ПГИИК.
Новый Регион: Павел Сергеевич, известен ли Пермский край за его пределами?
Павел Ширинкин: На самом деле наш край почти не заметен со стороны. Это небольшой региональный фрагмент (всего 1% от площади России), который теряется в таежных лесах. Взгляните на физико-географическую карту: кроме восточной границы Прикамья, формируемой предгорьями Урала, остальные границы ярко не выражены и не имеют ландшафтных рубежей. Например, совершите путешествие от Перми до Соликамска – по обе стороны дороги будет тайга, грязные обочины и больше ничего! Приходится просить туристов подождать 4 часа, и они увидят белокаменную сказку Соликамска. Зачастую иностранцы до сих пор не знают, что наш край давно открыт для посещения. И, кроме того, туризм в нашем регионе достаточно дорогой: очень дорого добираться до региона, особенно с перелетом из другой страны и, тем более, с другого материка!
Официально процент туристов, которые посещают наш край, невысок. Однако не стоит забывать, что большинство иностранцев приезжает к нам либо по деловому обмену, либо по корпоративным приглашениям крупных предприятий. Но, тем не менее, они знакомятся с нашим краем, его красотами и ресурсами. Российские туристы также не спешат нами интересоваться. Они, прежде всего, посещают такие известные места России как Байкал, Карелия и т.д. Вот ответьте на вопрос, почему именно нужно приехать в Пермский край вместо Камчатки или Алтая? Что у нас есть такого, чего нет у других? Вот то-то!
НР: Каково соотношение российских и иностранных туристов, которые посещают край?
ПШ: Соотношение, примерно, девять россиян на одного иностранца. Если говорить о перспективах развития местного туризма, то основные вливания в экономику вносят все-таки иностранные туристы. И все-таки, туризм, в том числе въездной, еще долго будет на вторых ролях, пока существуют нефтяная, химическая, машиностроительная и другие базовые отрасли. Другими словами, туризм находится у нас в таком состоянии еще и потому, что нас «не прижало» и есть другие отрасли, где можно зарабатывать деньги. Вот если бы у нас экономическая ситуация складывалась как в Курганской или Пензенской области, вот тогда бы мы «забегали»…
НР: Какие места чаще всего посещают туристы в нашем крае?
ПШ: Общеизвестные места – Кунгурская Ледяная пещера, Соликамск, Чердынь, Красновишерский район. Что касается Кунгурской Ледяной пещеры, то раньше ее посещало до 250 тысяч человек в год. Теперь приток туристов снизился. Мы ничего не делаем, чтобы о пещере узнало больше туристов, хотя это жемчужина не только Пермского края, но и всей России в целом. Интересен и перспективен для туризма город Оса, одна история бунта Пугачева чего стоит! Даже пермяки не всегда представляют, что «Капитанская дочка» А.С.Пушкина написана автором по событиям взятия города Осы мятежными войсками Пугачева.
Пермский край – это огромные трансферы (в основном, безликие автобусные перегоны), – многочасовые однообразные перевозки туристов из пункта А в пункт Б. Это километры плохих асфальтовых дорог, непроезжие грунтовые дороги для экскурсионных автобусов, отсутствие придорожного сервиса, мотелей и просто туалетов!
НР: А как вы оцениваете сегодняшнее состояние туристического бизнеса в Пермском крае? Можете ли Вы привести удачные примеры развития туристического бизнеса в других городах?
ПШ: Что касается краевого туризма, то у нас нет единого бренда, а есть некоторые его фрагменты, я бы даже сказал «зародыши», которые совершенно неверно продвигаются. Через географов, краеведов, историков и практиков закрепилось устойчивое мнение, что туризм надо начинать с оценки турресурсов и турпотенциала. Нет! Надо начинать с общего бренда и продвижения и… с туалетов! Например, до сих пор не создан бренд «Парк Пермского периода», зато успели поговорить о самом проекте, а потом отменить и, в итоге, забыть. Теперь, чтобы возродить эту идеею, сначала надо найти деньги на ребрендинг (возрождение бренда), и только потом приступать к самому проекту. Даже пермяки потеряли интерес к этой тематике.
В нашем крае отсутствует правильная стратегия развития туризма. А правильная концепция начинается именно с брендинга. Таким образом, у нас никто не хочет, да и не может заниматься развитием туристического бизнеса. Потому, что этому препятствуют банальные экономические законы, рентабельность, перспектива, наконец. Вот если бы федеральный центр задумался бы над снижением налоговой ставки для тех, кто хочет развивать региональный туризм, ситуация могла бы измениться. Зачем практики будут заниматься «преодолением» местных проблем, если деньги можно заработать на выездном туризме?
Туристические маршруты города Перми… Возьмем, например, район Разгуляя. Он тоже требуют детальной проработки. Никто не продумывает стоянки экскурсионных автобусов. От памятника Татищеву постоянно воруют ядра и развлекаются вандалы… Возле памятника нельзя припарковать автобус, нет соответствующего сервиса. Памятник есть, но он «не работает» как турресурс. При этом сам район Разгуляя «заставлен» новыми домами, которые вовсе не вписываются в исторический облик города, тем более в облик «старого города» и перспективного турцентра. Возможно, мы с Вами не понимаем «грандиозный» замысел наших архитекторов и градостроителей, но он явно содержит очень глубокую идею, которая ни как не сочетается ни с транспортными, ни с инфраструктурными, ни с туристскими перспективами.
В отличие от Перми, совершенно иначе продвигается и развивается в туристском отношении Екатеринбург. Центральная историческая часть Екатеринбурга – это место прогулок, свиданий и отдыха. У нас историческая часть города – это егошихинский лог, где, кроме полуразрушенных садов и асоциальных личностей, ничего нет!
Но и за Уралом не все «гладко». Там тоже «тонут» в ошибочном брендинге. В Екатеринбурге продвигается особый исторический бренд, а именно тема царской семьи Романовых. Иностранцы банально желают увидеть город, где убили последнего русского царя. Вот так Екатеринбург заслужил имидж «город-цареубийца».
Возвращаясь к Прикамью, отметим, что даже туры по истории царской семьи логичнее начинать с нашего края, а именно с Ныроба, где был замучен при Борисе Годунове дядя первого русского царя боярин Михаил Романов. Я уж не говорю о том, что в Перми погиб князь Михаил Романов, который был убит пермскими милиционерами. Но опять темой Романовых у нас никто не занимается. Складывается впечатление, что в крае нет никакого общего управления туризмом. Будем надеяться, что вновь «переброшеный» туризм расцветет при Министерстве торговли Пермского края.
НР: Могли бы Вы предложить туристическому сообществу какие-нибудь нетривиальные маршруты?
ПШ: Новые маршруты есть, но их эксплуатация идет достаточно сложно. Все опять банально сводится к эклномической рациональности, которая против внедрения новых маршрутов. Пермские турфирмы подходят к маршрутам не с точки зрения турресурсов, а с точки зрения трансфера, стоимости транспорта, размещения туристов и т.д., а с этим всегда у нас большие проблемы. И они правы! Но есть и готовые туры. Часть связанны с полевым туризмом, например, посещение Красновишерского района; есть туры, посвященные Пастернаковской тематике Юрятина- Перми; есть комплексные туры с посещением Юговских медеплавильных заводов, которые рассказывают об истории металлургического дела в Прикамье.
Кстати, мы уже второй год в ПГИИК проводим Конкурс туроперейтинга среди вузов Прикамья. В данный момент завершился 1 этап конкурса, в результате которого заявлено порядка 15 новых туристических маршрутов. Участвуют студенты ПГУ, Педуниверситета, Сельхозакадемии, ПГИИК. Мы попросили членов Пермской туристической гильдии оказать нам финансовую поддержку, но отклики очень слабые. Поэтому мы будем обращаться за помощью в Министерство торговли Пермского края.
НР: Соответствуют ли пермские гостиницы и отели иностранному спросу? Нужно ли вносить какие-либо изменения в индустрию гостеприимства в крае?
ПШ: Наполняемость номерного фонда в Прикамье составляет в настоящий момент всего 30-35%. Но у нас есть другая проблема – проблема с персоналом и сервисом в целом. Видимо, мы отвыкли за советское время правильно предоставлять услуги гостям. Персонал гостиниц всегда забывает, что турист из-за рубежа (да и турист вообще)– это гость с большой буквы. Незнание персоналом иностранных языков, неумение правильно предоставлять услуги, безразличие к гостям – вот основные проблемы прикамских гостиниц. Повсеместно в отелях отсутствуют прачечные, не отлажена система питания, одна дежурная на три этажа и т.д., а в некоторых гостиницах даже… до сих пор есть клопы! Поэтому многие иностранные туристы часто недовольны сервисом. При этом стоимость гостиничных услуг весьма значительна!
Хотя есть и хорошие примеры: появляются новые отели и хорошие малые гостиницы, где сервис и знание основ гостеприимства на высоте. Вносить изменения в индустрию гостеприимства обязательно нужно. Этим должны заниматься городские власти, во всяком случае, в качестве координационного центра.
НР: Случались ли в Вашей практике ли курьезные случаи с туристами?
ПШ: Курьезов много, особенно с иностранцами, которые часто шутки воспринимают за чистую монету. Взять ту же Кунгурскую Ледяную пещеру, где экскурсоводы любят пошутить над иностранными туристами. Например, в пещере есть подземное озеро, которое покрыто кальциевой пленкой. Экскурсоводы пошутили, что пленка образовалась от стирального порошка. Иностранцы поверили! Кроме того, в пещере есть следы от турбобуров, которые расширяли в свое время своды для проходов. Экскурсовод пошутила, что след от турбобура – это след от мужских рогов. И опять туристы поверили! В гроте «Романтиков» одному туристу объясняли, что он называется так потому, что один из камней в профиль напоминает парус. Иностранец сказал, что это «Пивной» грот, т.к. он напоминает скорее пивной живот. Или другой случай – 70-летний голландец, кидая монетку в озеро, загадал желание быть… богатым.
НР: Покупают ли туристы сувениры, какие?
ПШ: Иностранцы бывают крайне очарованы тем, что могут приобрести. Во-первых, среди сувениров выделяется уральский камень – селенит, – он считается редким в мире. И конечно, наш знаменитый малахит, известный по сказам Павла Бажова. Также пользуются спросом берестяные изделия и алмазы Вишерского края, которые известны во всем мире. Покупают туристы и поделочный камень, представленный в фигурках зверей. Интересны сувениры, выполненные в Пермском зверином стиле. И нельзя забывать о пермских умельцах, чьи труды восхищают абсолютно всех туристов.
Троицкий собор в Соликамске
Тулымский камень
Чердынь
Чувальское плато, Красновишерский район
© 2007, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».