AMP18+

Пермь

/

Количество пермских газет, позиционирующих себя в качестве «деловых», рано или поздно сократится, – редактор ИД «Компаньон» Игорь Лобанов

Новый Регион продолжает проект, посвященный региональному медиа-рынку. Наши журналисты намерены встретится с руководителями наиболее влиятельных СМИ региона и узнать их мнение о развитии пермского рынка СМИ, их изданий, о свободе слова в Пермском крае.

Очередным собеседником «Нового Региона» стал главный редактор издательского дома «Компаньон» Игорь Лобанов.

– «Новый компаньон» считается основателем деловой журналистки в Перми. Вы согласны с этим мнением?

– Быть причисленным к «основоположникам», конечно, лестно, но я бы не рискнул говорить об этом всерьез. Напомню предысторию.

Первой пермской газетой для предпринимателей был еженедельник «Меркурий». Просуществовав несколько лет, он закрылся по решению учредителей. Причина, на мой взгляд, крылась в том, что те, кто его делал, были «первопроходцами» и, будучи вполне квалифицированными журналистами, они, по понятным причинам, имели очень слабое представление об экономике вообще и о бизнес-прессе в частности. Впрочем, тогда вообще никто не имел об этом никакого представления. Тем не менее именно они были первыми.

Газета «Новый компаньон» появилась на свет в сентябре 1997 года, она выросла из делового приложения к «Местному времени», которое первоначально называлось «Деловое обозрение», а потом – «Компаньон». Это была так называемая «газета в газете». Примерно через месяц-полтора после появления в МВ «Делового обозрения» начало регулярно выходить экономическое приложение к газете «Звезда» – «Капитал-Weekly» (на мой взгляд, оно так и осталось приложением, хотя юридически это совершенно самостоятельное издание).

Так что говорить, что «Новый компаньон» – «основатель деловой журналистики в Перми»,по моему мнению, некорректно. Другое дело, что именно «Новый компаньон» стал первой в Перми газетой, которая начала писать на экономическую тематику в соответствии с уже сформировавшимся к тому времени в России стандартами. Во многом это было обусловлено тем, что журналисты НК имели к тому времени опыт сотрудничества с ведущими информационными агентствами и качественными федеральными изданиями, такими как газета «Сегодня», «Агентство деловых новостей», агентство «Прайм», «Агентство финансовых новостей», «Интерфакс»… По иронии судьбы некоторые из них уже перестали существовать либо слились с более крупными участниками медийного рынка, а «Новый компаньон» продолжает развиваться: в сентябре мы отметили 9-летие.

«Новый компаньон», наверно, справедливее назвать «основателем» новой тенденции в пермской журналистике. Подтверждение тому – «клоны», начавшие возникать «по мотивам» НК. Это, прежде всего, «Пермский обозреватель», который в свое время создал ушедший из «Нового компаньона» Валерий Костарев. Это «Бизнес-класс», который, в свою очередь, создали «ушельцы» уже из «Обоза». Это газета для малого бизнеса «Дело и Ко», издание которой стало возможно благодаря специализированному гранту.

Есть еще «Деловой экспресс» – газета-«фантом», которая, вроде бы, все же продолжает существовать. Есть упомянутый «Капитал-Weekly» – газета со своей собственной и для меня совершенно непонятной стратегией. Есть «Деловое Прикамье», выросшее из газеты «Рекламная площадь», и эта «родовая травма», по-видимому, непреодолима. Есть пермские выпуски ряда федеральных изданий – «Российская газета», «Комерсантъ», «Известия»… Из них я бы особо выделил «Коммерсантъ», с появлением пермской редакции которого в деловой, псевдоделовой и вообще неделовой местной журналистике произошла маленькая, но очень значимая революция.

В общем, спектр изданий, претендующих в той или иной степени на звание «деловых», в Перми представлен достаточно широко. При этом ни одно из них, в том числе и «Новый компаньон», не является бизнес-изданием в строгом смысле этого слова. По разным причинам.

– Какие деловые газеты (другие СМИ) читаете вы? Какое впечатление они оставляют?

– Если это нужно для работы , то я предпочитаю интернет-версии интересующих меня газет и прочие новостные сайты – так гораздо удобнее, да и экономичнее во всех смыслах. Если для души, то – еженедельник «Коммерсантъ-Власть». На прочие уважаемые издания, такие как «Деньги», «Профиль», «Секрет фирмы», «Эксперт», просто не остается времени, но здесь опять спасает интернет. А вот «Руский Newsweek» и русская версия журнала «Forbs» меня, если честно, не впечатлили – старый добрый «Огонек» при всех его кадровых и творческих пертурбациях мне по-прежнему нравится больше.

Что же касается местных газет, то я стараюсь не пропускать «Звезду» и пермский выпуск «Коммерсанта»; просматриваю «Бизнес-класс»; с изумлением изучаю (когда это удается) нынешнюю «Вечернюю Пермь», а также ее двойник – «Новую Вечернюю Пермь». Изумление у меня вызывает способность авторов «Вечерки» так причудливо описывать действительность, что даже непревзойденный в этом деле «Пермский обозреватель» подчас может отдыхать. Меня давно разочаровали «Пермские новости», и никаких неожиданностей от этой газеты я уже не жду.

От пермской журналистики в целом впечатление грустное, хотя ситуация начинает меняться к лучшему. Потому что есть и журналисты, и издания, которые вызывают безусловное уважение. Особо я бы отметил Вячеслава Суханова из «Коммерсанта». И очень высоко оцениваю уровень журналистов из «Нового компаньона» – иначе бы я их просто не приглашал к сотрудничеству.

– Как изменилась деловая журналистика за последние 5 лет?

– Если говорить о пермской бизнес-журналистике, то одна ее часть становится все более профессиональной и ответственной, а другая, продолжая прикидываться деловой, стремительно девальвируется в глазах читателей и рекламодателей. То есть одновременно идут два противоположных процесса: эволюция и деградация. Не буду называть конкретные издания, думаю, все и так очевидно.

– Как она будет развиваться? Какие тенденции сохранятся, что уйдет?

– Во-первых, хотелось бы надеяться, что практика публикации заказных материалов под видом редакционных рано или поздно себя изживет полностью. Это очень щепетильный для всех СМИ вопрос. По большому счету, единственный значимый актив, которым обладает та или иная газета, – это ее репутация. Образцы качественной прессы – у всех перед глазами, на сегодня это «Ведомости» и «Коммерсантъ». Так что, как надо себя вести, все знают.

Во-вторых, думаю, что количество пермских газет, позиционирующих себя в качестве «деловых», рано или поздно сократится. Предложение на сегодня явно превышает спрос, инвестиции в местные медиа не идут, в результате страдает качество в той или иной степени, но у всех изданий. Но сокращение числа газет произойдет только тогда, когда решение об их издании будет приниматься исходя из экономической, а не политической целесообразности и не с целью «распила» рекламного бюджета. И разумеется, газета, выпускаемая ради удовлетворения амбиций гражданина издателя, – это нонсенс. Но и такие примеры в Перми есть.

– Издательский дом «Компаньон» попробовал свои силы в «глянце». Какое у вас впечатление от этого рынка?

Мы занялись «глянцем» по ряду причин. Во-первых, очень многие материалы, достойные, на наш взгляд, печати, не могли быть опубликованы в «Новом компаньоне» по чисто техническим причинам (например, из-за строгого органичения по объему или недостаточных полиграфических возможностей газеты). Во-вторых (хотя это, скорее, главное), стало очевидно, что «глянец» позволит привлечь рекламу, недоступную доля газеты. В-третьих, очень уж угнетающе выглядит на сегодня большинство местных глянцевых изданий, хотя есть и удачи. Мы попробовали свои силы в новом формате, нам понравилось.

Журнал «Компаньон-Magazine» задумывался как своего рода продолжение газеты «Новый компаньон», ее иллюстрированное приложение. Сейчас он эти рамки уже перерос. Концепцию «Компаньон-Magazine» лучше всего могут охарактеризовать уже сложившиеся рубрики: «Фотоальбом», «Архив», «Забытые имена», «Story»… Темы о «вечном» в этом журнале переплетены с сиюминутными, но всех их объединяет территория – Пермский край. Все, что публикуется в этом журнале, так или иначе связано с Пермью: история, культура, литература, и – главное – люди, жившие здесь раньше и живущие сейчас, их судьбы, такие, на первый взгляд, обычные и, как выясняется, совершенно уникальные.

Я считаю, что у этого журнала в Перми на сегодня нет конкурентов по содержанию. Что же касается его формы, то здесь нам явно есть к чему стремиться. Мы работаем в этом направлении.

– Насколько «глянец» интереснее (экономически, творчески) чем газета?

– Есть мнение, что печатной прессе в будущем суждено исчезнуть – якобы из-за стремительного нашествия интернета. Если это так (в чем я сильно сомневаюсь), то глянцевые журналы «умрут» последними. Потребность читать, держа издание в руках, у людей очень крепка.

Наше намерение выпускать наряду с газетами «Новый компаньон» и «Пятница» еще и журнал я бы назвал «диверсификацией» нашего издательского бизнеса и качественным расширением возможностей для журналистов. Это если говорить о творчестве.

Что касается экономики… «Глянец» на порядок дороже.

– Какие новые проекты готовит ИД «Компаньон»?

– О наших проектах, я думаю, правильнее говорить тогда, когда они реализуются. Так что все замыслы позвольте оставить пока при себе.

На самом деле удержаться на достигнутых позициях гораздо сложнее, чем их завоевать.

– В чем главная проблема пермского медиарынка?

– В разобщенности многих его участников и отсутствии общепризнанных регуляторов и авторитетов. Пермское отделение Союза журналистов, к сожалению, сегодня неспособно выступить выразителем общецеховых интересов, а других профессиональных и безоговорочно уважаемых общественных объединений просто нет.

На сегодня пермское медиасообщество (как, впрочем, и российское) оказалось перед выбором: позволить существовать «рейдерам» от журналистики и смириться с тем, что под видом журналиста можно заниматься совсем другой деятельностью, или же оттеснить их на обочину медийного процесса, выведя за пределы цивилизованной прессы и, таким образом, отказав им в легитимности. Это очень деликатный вопрос, который не может быть решен официально, скажем, в суде.

Политические кликуши и обиженные неудачники зачастую рядятся в тогу борцов за свободу слова или разнообразных разоблачителей – так им проще всего скрыть собственную глупость, профессиональную несостоятельность и циничность своих намерений. А ведь публично назвать вещи своими именами, то есть дураков – дураками,а подлецов – подлецами, решится не всякий. И поэтому, хотя в подавляющем большинстве в пермской журналистике работают достойные люди, «в семье не без урода». Четко и, главное, убедительно обозначить этого самого «урода» для читательской, зрительской и слушательской аудитории пермскому медиасообществу пока не удается.

– Как складываются ваши отношения с бизнесом и властью? Насколько сегодня бизнес готов быть открытым перед общественностью?

– Мы пишем о том и так, о чем и как сами считаем нужным. Не знаю, как долго это продлится, но пока получается. Пошел уже 10-й год существования «Нового компаньона», газеты, которую невозможно заставить что-либо не публиковать.

Если мы ошибемся в новостных приоритетах, займемся пропагандой или начнем подыгрывать тем или иным группировкам, то мгновенно потеряем своих читателей. Успех газеты определяется ее способностью верно определить актуальную повестку дня, то есть писать о том, что важно и значимо в данный момент. Поэтому я, как редактор, не выстраиваю специально отношений с тем или иным органом власти. Есть закон о СМИ и Уголовный кодекс, а также правила приличия и здравый смысл. Этого достаточно, чтобы делать газету, за которую не стыдно.

Что касается бизнеса – он же разный. Одни компании просто вынуждены, обязаны по закону быть информационно открытыми, другим до поры, до времени наплевать на любое общественное мнение. И в отношении таких – хоть запишись, хоть закричись. Хотя, как показывает практика, даже самые, казалось бы, «непрошибаемые» в информационном смысле компании под давлением прессы корректируют свои действия. Другое дело, что при этом они до последнего будут делать вид, что СМИ тут совсем ни при чем. Но это уже детали.

Так что слова про прессу как «четертую власть» – вовсе не фигура речи. СМИ – это реально воздействующий на умы инструмент. Вопрос в том, кто, в каких целях и и насколько аккуратно и профессионально им пользуется.

– Кто сегодня более открыт – бизнес или власть?

– Бизнес. Ему это нужнее и он оперативнее реагирует на любые внешние раздражители. Власть же, по определению, стремится к информационной закрытости. Это не значит, что бизнес лучше власти, просто такова внутренняя логика. Если открытость позволяет бизнесу зарабатывать больше, то с чего бы ему без надобности «закрываться»? И если закрытость позволяет власти консервировать комфортные для себя условия, то с чего бы ей лишний раз «открываться»? Поэтому обществу постоянно приходится побуждать власть к раскрытию информации о себе.

Другое дело, что чиновники нередко стремятся управлять информационным процессом. Надо сказать, иногда у них это получается, особенно когда пресса и сама не прочь «поуправляться» со стороны, то есть переложить с себя бремя ответственности на других.

Кстати, именно ответственность, на мой взгляд, главный критерий качества газеты.

Потому что достоверность, объективность, оперативность и прочее – это уже следствие.

– Если бы вам предложили назвать три компании (органа власти) сумевших выстроить наиболее цивилизованные отношения со СМИ – кого бы вы отметили?

– Все зависит не от названий компаний, не от сферы их деятельности и не от размеров их прибылей, а от конкретных людей, как отвечающих за связи со СМИ, так и работающих в этих самых СМИ. Есть адекватный руководитель пресс-службы – есть и цивилизованные отношения между редакцией и компанией (органом власти). Нет такого человека – нет отношений или они неконструктивны. То же самое – и в обратном направлении: неумный редактор способен разрушить отношения даже с самой лояльной по отношению к журналистам пресс-службой. Поэтому говорить нужно не о компаниях или органах власти, а о людях, которые в них работают.

В этом смысле я бы отметил высокое качество работы пресс-служб губернатора, ООО «Новогор-Прикамье», а также компаний, входящих в группу «Ренова». Кстати, всех их объединяет тот факт, что в этих пресс-службах работают бывшие журналисты. Может быть, они потому так эффективны, что понимают специфику журналистской работы изнутри. Подчеркну: я говорю сейчас о работе исключительно пресс-служб и в данном контексте никак не оцениваю действия собственно губернатора или упомянутых компаний.

Разумеется, вменяемых пиарщиков, с которыми журналистам удобно работать, гораздо больше, чем я перечислил.

– Как вы думаете, в Пермском крае есть свобода слова?

– Да.

Ссылка по теме: В 2007 году объем местных новостей в пермской вкладке «Коммерсанта» удвоится

© 2006, «Новый Регион – Пермь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Пермь, Поволжье, Россия,