AMP18+

Приднестровье

/

Президента Молдавии заставляют принять российский план приднестровского урегулирования

На недавних политических совещаниях с ограниченным числом высших официальных лиц, в частности, 11 апреля, президент Молдавии Владимир Воронин представил новый российский сценарий урегулирования приднестровского конфликта.

Он разработан в Совете безопасности России, заместитель секретаря которого – Юрий Зубаков – представляет российскую сторону в российско-молдавских переговорах, проходящих вне пределов официального формата 5+2.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет известный американский политолог румынского происхождения Владимир Сокор в статье, опубликованной на сайте Jamestown Foundation в Вашингтоне. РИА «Новый Регион» предлагает аутентичный перевод аналитической статьи.

Предложенный сценарий включает элементы изменения до неузнаваемости «комплексной сделки», которую главный президентский советник Марк Ткачук и министр реинтеграции Василий Шова предложили в последние месяцы через этот (российско-молдавский – РИА «НР») канал переговоров и которая могла бы урегулировать конфликт на условиях, согласующихся с независимостью и европейской ориентацией Молдавии.

Не выражая ясной позиции по этому пакету предложений и говоря о теоретической возможности его принятия позже, Москва теперь пытается добиться от Воронина принятия антиконституционных мер, очевидно, для облегчения в дальнейшем реализации, по крайней мере, некоторых элементов этого пакета.

На этих недавних политических совещаниях Воронин зачитал наиболее яркие моменты из набора документов на русском языке.

Первый документ прокладывает путь для совместной декларации Воронина и «президента» (кавычки автора статьи – РИА «НР») Приднестровья Игоря Смирнова относительно параллельного самороспуска молдавского парламента и Верховного Совета Приднестровья и объявления новых выборов. За принятие этого документа проголосуют обе палаты (то есть оба парламента – РИА «НР»).

Согласно второму документу, правобережная Молдавия и Приднестровье (на левом берегу реки Днестр) проведут параллельные, но раздельные новые выборы к ноябрю 2007 года. (Молдавские выборы должны пройти не раньше марта 2009 года – Прим. автора – РИА «НР»).

Молдавский парламент выделит 18-19 мест (из 101) для депутатов из Приднестровья, пропорционально населению последнего. Приднестровье будет также представлено в центральном правительстве Молдавии первым вице-премьером и заместителями министра каждого ведомства, которых делегирует Тирасполь.

Все это потребует существенных изменений в молдавскую конституцию. Более того, этот сценарий, как представляется, даст молчаливое согласие на дальнейшее существование тираспольской армии и служб безопасности, в основном российских структур на молдавской территории.

В соответствии с третьим документом Молдавия будет «гарантировать» сохранение ныне существующего статуса постоянного нейтралитета, не вступление в НАТО и исключение размещения на территории Молдавии войск каких-либо иных, кроме России, государств.

Со своей стороны, Россия выведет войска в течение двух лет при условии, что политические элементы этого «урегулирования» будут воплощены в реальность. Однако эти переходные два года могут дать России широкую возможность найти причины, чтобы оставить войска на месте.

В 1993 году Россия обязалась вывести все войска к 1996 году, а 1999 году – вывести к 2002 году, но она всякий раз находила способы отказа от своих обязательств.

Эти три элемента нанесут непоправимый ущерб основным положениям предложенной Молдавией «комплексной сделки».

Пакет не предусматривал свержения молдавской конституции, роспуска молдавского парламента, численной квоты назначенцев Тирасполя в Кишиневе, «временного» принятия российского военного присутствия или легитимизации режима Игоря Смирнова через декларацию, которую он подпишет совместно с демократически избранным молдавским президентом.

Процедурно предусматривается, что Россия и Молдавия договорятся между собой о том, как действовать, после чего они официально проинформируют других участников официального переговорного формата (США, Европейский Союз, ОБСЕ и Украину) и попросят их одобрения.

В этом случае обход формата 5+2 будет увенчан короной уже свершившегося факта на условиях России (так по тексту – РИА «НР»).

Чтобы запустить политический процесс в сторону реализации, Кишинев пригласит министра иностранных дел России Сергея Лаврова посетить в скором времени Молдавию в качестве ответного визита после поездки его молдавского коллеги Андрея Стратана в Москву на прошлой неделе (уже позапрошлой, статья В. Сокора опубликована в минувшую пятницу – РИА «НР»).

Президентская администрация Молдавии желает принять Лаврова в мае, надеясь на то, что за этим последует встреча Воронина и президента России Владимира Путина для публичного благословения плана.

Этот сценарий, как представляется, не имеет отношения к переговорам Стратана с Лавровым в Москве на прошлой (позапрошлой) неделе. В ходе этого визита была обсуждена возможность перевода Кишиневом переговорного механизма от ключевых персоналий президентской команды к министерству иностранных дел.

Однако только что обсужденный в кишиневской президентуре сценарий показывает, что двусторонний канал с Зубаковым остается главенствующим, по крайней мере, сейчас. Пока лавровский МИД курирует переговоры в формате 5+2, заведя их в тупик, Кишинев хочет верить, что зубаковская команда Совета Безопасности Зубакова более гибкая и менее «догматичная», чем российский МИД.

Ясно, что российская сторона не ведет переговоры добросовестно ни по одному из этих двух каналов. Несомненно, главная цель Зубакова – неправильно использовать этот канал для ослабления и размывания предложений Кишинева по комплексной сделке, добавляя условия и процедуры, которые в конечном итоге сведут на «нет» ценность документа.

Вашингтон – Москва – Кишинев, Эрнест Варданян

© 2007, «Новый Регион – Приднестровье»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Москва, Приднестровье, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия,