Уникальность приднестровского прецедента не уступает косовскому, уверен спикер
Уникальность косовского прецедента не означает отсутствие особых условий в конфликтах других непризнанных республик.
Если рассматривать сквозь призму уникальности Приднестровье, то можно с уверенностью сказать, что «на территории, никогда не входившей в состав Молдавии, объединенной в 1940 году в рамках МССР с Бессарабией после подписания пакта Молотова – Риббентропа, многонациональный народ показал всему постсоветскому пространству пример прочной межэтнической толерантности».
Сегодня на парламентских слушаниях в Госдуме РФ об этом заявил спикер приднестровского парламента Евгений Шевчук, передает «Новый Регион» со ссылкой на официальный сайт Верховного Совета ПМР.
«Когда распадались СССР и Югославская федерация и международная система права оказалась не готовой разрешить правовое оформление спорных территорий, а в Молдавии царствовала политика унификации, румынизации и террора по отношению к немолдавскому населению, международное сообщество оказалось неспособным предотвратить кровопролитие в Приднестровье. Мы помним историю, как бездействие международного сообщества в начале 90-х привело к жертвам в ходе вооруженных конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и на территории бывшей Югославии. В то сложное время полиэтничный народ Приднестровья объединился и защитил свои права», – сказал он.
Правовой анализ юридических и исторических фактов, которые при существующей системе международного права, без каких-либо прецедентов, позволяют признать Приднестровье уже сегодня, проводился и российскими, и зарубежными юристами-международниками, продолжил далее Шевчук.
«Свидетельством тому являются, в том числе, перечисленные мною документы Государственной Думы, один из которых, принятый вашими предшественниками, отражает позицию российского парламента о том, что Приднестровье правосубъектно. В стенах Государственной Думы уже не раз отмечалось, что Приднестровье осуществило свое самоопределение до приобретения Молдовой международной правосубъектности», – добавил он.
Евгений Шевчук призвал российских парламентариев не забывать, что при создании в 1924 году Молдавской Автономной ССР, в 1940 году – МССР, Приднестровье являлось «материнской территорией», в которую Бессарабия вместе с Кишиневом (ныне независимая Молдавия) были включены.
Это являлось частью реализации соглашения Молотова-Риббентропа, которое, кстати, было признано молдавским парламентом в 1990 году незаконным, поскольку, по мнению молдавских властей, «провозглашение в 1940 году МССР было актом расчленения Бессарабии и Северной Буковины в условиях советской оккупации». Таким образом, акт, послуживший объединению Приднестровья с нынешней Молдавией, самой Молдавией признан утратившим юридическую силу.
К сожалению, резюмировал приднестровский спикер, «сегодня мы говорим о непризнанных республиках с оглядкой на Косово, но у Приднестровья гораздо больше юридических и исторических оснований для независимости, чем у Косово».
В числе аналогичных прецедентов для Приднестровья Евгений Шевчук назвал ситуацию с недавним разделением Сербии и Черногории на основании референдума.
«Понимая сложность ревизии, которой подверглась система международного права в начале 90-х годов, ревизии принципов уходящего уже в историю «вестфальского мира», многие посчитали бессмысленным обращение к правовым международным нормам. В качестве альтернативы истории и праву остается лишь одна дефиниция – политическая целесообразность», – заключил он.
Москва – Тирасполь, Ольга Курылева
© 2008, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».