Кальман Мижей: для урегулирования нужна политическая воля России и Приднестровья
Положительные результаты в приднестровском урегулировании будут достигнуты при условии, если руководство России и ПМР проявит политическую волю для ведения полноценных переговоров.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом сегодня в интервью журналистам заявил специальный представитель Евросоюза в Молдавии Кальман Мижей, принявший участие в семинаре «Приднестровские диалоги», организованном Ассоциацией внешней политики в молдавском поселке Вадул-луй-Водэ на берегу Днестра.
По словам дипломата, в понедельник 8 сентября в Вене состоятся переговоры в формате 3+2 (Россия, Украина, ОБСЕ плюс США и ЕС), где планируется представить конкретный график консультаций в рамках полноценного переговорного процесса в формате 5+2 (с участием Молдавии и Приднестровья).
«В Вене Россия имеет хорошую возможность показать, что может быть конструктивным партнером, и продемонстрировать свою волю к сотрудничеству», – подчеркнул Мижей, добавив, что именно по готовности России одобрить этот график можно будет оценить ее позицию.
«Когда Россия покажет конструктивную позицию в рамках сотрудничества с международными партнерами, а Приднестровье проявит готовность к ведению переговоров, тогда можно будет говорить о перспективах урегулирования», – отметил венгерский дипломат. По его словам, все «технические» стороны урегулирования известны, что при наличии воли у указанных сторон позволит увидеть позитивные итоги переговоров.
Кроме того, в Европейском Союзе убеждены, что двусторонние встречи (имеются в виду переговоры Дмитрия Медведева по отдельности с Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым – Прим. РИА «НР») не могут заменить полноценный переговорный процесс в формате 5+2, где существует «легитимная методология поиска решений».
«Именно в 2003 году формат 2+1 показал свою нежизнеспособность», – подчеркнул спецпредставитель ЕС (имея в виду подготовку к подписанию Меморандума Козака, которая проводилась в формате Москва – Кишинев – Тирасполь и провалилась после отказа Воронина подписать документ – Прим. РИА «НР»). «После событий в Грузии не в интересах наших партнеров делать переговоры нежизнеспособными», – добавил он.
Мижей подверг критике документ 2003 года, который, как заявил на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, может по согласию Кишинева и Тирасполя вновь оказаться на столе переговоров. «У Меморандума Козака были такие недостатки, которые не позволяют ему быть основой договоренности», – сказал дипломат.
Он добавил, что тот план построен на конфедеративном принципе, на таких положениях, которые могут парализовать жизнь объединенной Молдавии. В частности, уточнил представитель ЕС, в документе прописано «слишком много возможностей применения права вето Приднестровьем».
Там также «слишком много положений, где срабатывают только совместные решения Кишинева и Тирасполя». Вместо этого, говорит Мижей, ЕС выступает за широкую автономию приднестровского региона, который был бы закреплен конституционным законом и международным гарантийным механизмом.
Посредники прилагают усилия, чтобы в рамках 5+2 выработать жизнеспособную модель, которую можно было бы согласовать между партнерами. «А статус Приднестровья должен быть в конечном итоге закреплен в виде конституционного закона», – сказал дипломат.
Отвечая на вопрос корреспондента «Нового Региона» о том, как западные наблюдатели отреагируют на то, если президенты ПМР и РМ подпишут в присутствии российского лидера некий рамочный документ, Кальман Мижей ответил, что «процесс, исключающий наиболее важных партнеров, не может привести к выработке жизнеспособного документа».
В заключение он сказал, что достижение урегулирования приднестровского вопроса в срок до парламентских выборов в РМ (то есть до весны 2009 года – Прим. РИА «НР») вполне реально, но вновь подчеркнул, что главным условием является наличие политической воли «именно у России и Приднестровья».
Тирасполь – Вадул-луй-Водэ, Дмитрий Матвеев
© 2008, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».