МИД ПМР: ноябрь-2003 окончательно разрушил доверие к руководству Молдавии
События пятилетней давности, когда молдавским президентом было сорвано подписание Меморандума Козака, так и не стали уроком для Кишинева, который продолжает политику давления на Приднестровье и не выражает готовности к компромиссам.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом говорится в специальном заявлении министерства иностранных дел ПМР по случаю 5-летия со дня одностороннего отказа президента РМ Владимира Воронина от подписания уже парафированного Меморандума «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства», вошедшего в историю под названием «Меморандум Козака».
В ноябре 2003 года тогдашний заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак официально представил руководству Молдавии и Приднестровья план урегулирования, предусматривавший построение федеративного молдавского государства с двумя субъектами: РМ и ПМР.
Документ в числе прочего давал Приднестровью право вето, позволявшее блокировать неудобные для него решения. Кроме того, в плане закреплялось военное присутствие Российской Федерации в регионе сроком до 2020 года.
По мнению экспертов, именно эти два пункта вызвали резко негативную реакцию Запада, в первую очередь, США и ОБСЕ. Посол США в РМ Хетер Ходжес и тогдашний действующий председатель ОБСЕ, ныне генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер оказали на молдавского президента беспрецедентное давление.
В результате в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года, когда в молдавской столице полным ходом шли приготовления к приезду Владимира Путина, который должен был участвовать в подписании документа, Воронин отказался от подписания, мотивировав это желанием «посоветоваться с европейским сообществом». Визит Путина был отменён в последний момент.
Между тем, пишет сегодня МИД ПМР, документ был призван положить начало полномасштабному урегулированию отношений между Молдовой и Приднестровьем путем создания новой федеративной государственности.
«Реализация положений Меморандума должна была значительно ограничить политическую самостоятельность Приднестровья, встроив действующую государственность в новую федеративную политическую систему», – отмечают в Тирасполе.
Тем не менее, сбалансированная система сдержек и противовесов, заложенная в проекте, гарантировала сохранение политических прав и свобод граждан Приднестровья, а финансовые и торговые бонусы, предлагавшиеся будущему государству Россией, обеспечивали ему стремительный экономический подъем.
«Поддержав принципы Меморандума, руководство Приднестровья пошло на тяжелый компромисс ради интересов республики и приднестровского народа, – напоминают в МИДе. – Это было сделано во имя сохранения мира и стабильности в регионе, восстановления доверия и согласия между народами Молдавии и Приднестровья».
Срыв подписания документа, пишут далее приднестровские дипломаты, «окончательно разрушил доверие к молдавской стороне как к договороспособному партнеру». «Доверие было утрачено не только к действующему президенту РМ, но и ко всему политическому классу этой страны, поддержавшему срыв Меморандума», – отмечается в заявлении.
Именно поэтому Верховный Совет ПМР вскоре после этих событий отменил некоторые документы, закреплявшие возможность образования конфедеративного или федеративного государства Молдавии и Приднестровья, напоминают в Тирасполе.
Дипломаты далее отмечают, что опыт ноября 2003 года и последующих 5 лет «не стали для руководства Молдавии позитивным уроком». «Пропасть между сторонами конфликта за это время только увеличилась, а способностей к компромиссам у официального Кишинева не прибавилось. Напротив, непрекращающееся экономическое и информационное давление со стороны РМ показывает, что Кишинев не способен к честному, открытому и равноправному диалогу», – уверены в МИДе ПМР.
В настоящее время Тирасполь видит урегулирование отношений с Кишиневом в рамках предложенного на встрече Смирнова и Воронина в апреле 2008 года Договора «О дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР» как между двумя субъектами международного права.
В Тирасполе рассчитывают на официальную реакцию молдавского руководства на предложенный Кишиневу проект и надеются, что его обсуждение станет хорошей основой для полномасштабного урегулирования молдо-приднестровских отношений, заключают в МИДе республики.
Тирасполь, Максим Шувалов
© 2008, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».