Приднестровье полагает, что процессы сближения позиций наиболее влиятельных региональных игроков пойдут на пользу урегулированию
Приднестровье исходит из того, что Меморандум, подписанный Медведевым и Меркель, будет полезен как составная часть процесса сближения позиции России и Евросоюза по данной проблематике.
Как передает «Новый Регион» со ссылкой на сообщение пресс-службы МИДа ПМР, об этом в интервью ИА «Инфотаг» в Берлине заявил глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Владимир Ястребчак, принявший участие в столице Германии в конференции «Старые проблемы – новые перспективы? Приднестровский конфликт» по приглашению германско-молдавского форума.
«Я принимаю здесь участие, чтобы довести нашу точку зрения до сведения заинтересованных участников. Кроме этого, у меня состоялся ряд встреч в органах власти ФРГ, где также прошел достаточно полезный и конструктивный обмен мнениями. Нам было интересно узнать позицию германской стороны и в отношении меморандума, подписанного в рамках визита в Германию президента России Дмитрия Медведева», – рассказал приднестровский министр.
Комментируя диалог по приднестровскому урегулированию, он отметил, что встречи на двустороннем уровне приобрели достаточно регулярный характер.
«Я бы не назвал это переговорным процессом, это, скорее, динамика двусторонней работы, а также работы с участием международных партнеров. В частности, проводятся семинары, которые представляют взаимный интерес, консультации в формате «5+2», которые также приобрели ритмичный и регулярный характер. Тем не менее, предстоит сделать еще достаточно много, чтобы ожидания стали реальностью», – подчеркнул Ястребчак.
Он подчеркнул, что не следует переоценивать значимость формата «5+2», так как это, по сути, консультативный формат, созданный для обеспечения минимального уровня политических контактов между двумя сторонами конфликта при международном посредничестве и участии наблюдателей.
«Никакие форматы такого рода не заменят полноценное взаимодействие на уровне лиц, уполномоченных принимать политические решения и контролировать их выполнение на уровне руководителей Приднестровья и Молдавии. Но значимость формата нельзя и недооценивать, поскольку это важная площадка для диалога и консультаций», – сказал Ястребчак. Он пояснил, что для этого формата работы необходима повестка, «иначе стороны рискуют оказаться в ситуации 2006 года, когда формат прекратил работу и достаточно надолго».
Говоря о подходах к приднестровскому урегулирования новой молдавской власти, он отметил, что базовый политический подход Молдавии к этой проблематике пока изменений не претерпел, так как молдавский закон 2005 года о правовом статусе Приднестровья и унитарная Конституция остаются неизменными.
«Тем не менее, мы исходим из того, что продолжать работу необходимо. И то, что удалось перезапустить функционирование экспертных групп и выйти на модели разрешения тех или иных проблем – является позитивным знаком. Дальнейшая ситуация далека пока от стабильности, как в Кишиневе, где начинается очередной раунд предвыборных баталий, так и в Тирасполе, где в декабре состоятся парламентские выборы. Но это не снимает с нас ответственности за продолжение той работы, которую мы начали и ведем», – заявил Ястребчак.
Отвечая на вопрос о привлекательности воссоединения Приднестровья с Молдавией в связи с открывшимися перспективами евроинтеграции РМ, глава приднестровской дипломатии сказал, что нужно учитывать, в каком качестве готов Евросоюз видеть РМ – своим соседом или чем-то большим.
«Здесь дорога с двусторонним движением. Можно сколько угодно стучаться в двери, но если они закрыты, и их никто не собирается открывать, то они останутся существующей, но закрытой перспективой. Что касается того, как это может помочь тем или иным политическим процессам, – самое главное не перспектива, которая есть у кого-то, а реальная политическая воля и готовность выполнять достигнутые договоренности, начиная с 1994 года и продолжая совместным заявлением Смирнова, Воронина и Медведева 17 марта 2009 года», – считает Ястребчак.
По его мнению, когда это станет реальностью, тогда и появится возможность для более предметного разговора.
«История не знает сослагательного наклонения, ни в нашей ситуации, ни в будущем. В любом случае, решение будет приниматься народом Приднестровья», – сказал он.
Коснувшись темы вооружений бывшей 14-й армии, хранящихся на складах в Приднестровье, глава МИД ПМР подчеркнул, что вопрос о принадлежности оружия для приднестровской стороны пока остается открытым, поскольку при распаде СССР вооружение делилось в соответствие с тем, на чьей территории оно осталось.
«Приднестровье в равной степени, как и все республики бывшего СССР, принимало участие в создании советского военно-промышленного комплекса, в нем есть значительная часть труда приднестровцев и приднестровских предприятий. Мы не ставим вопрос о передаче этого вооружения в нашу собственность, но поднимаем вопрос о выплате компенсаций, которые предусмотрены, в том числе и двусторонними договоренностями. Пока данные вопросы находятся в процессе решения. По нашему мнению, вопрос о выводе напрямую связан с прогрессом урегулирования, так как это часть гарантий физической безопасности жителей Приднестровья», – пояснил глава МИДа ПМР.
Он напомнил, что прогресс с вывозом вооружений и имущества достигался в тот период, когда был прогресс и на политическом уровне. «Если будет прогресс каких-то политических вопросов, я бы не стал исключать, что будет прогресс и в этом вопросе. Но есть принципы, которые были заложены не нами и не сейчас. Эти принципы закладывались при распаде СССР, по нашему мнению, они вполне применимы в нашей ситуации», – подытожил Владимир Ястребчак.
Берлин, Александр Комаров
© 2010, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».