В Молдавии вновь обострился языковой вопрос: на защиту русского языка встали гагаузы
Гагаузская автономия на юге Молдавии выступила в защиту русского языка. С 1 августа документация, поступающая в регион из Кишинева без перевода на русский, возвращается обратно, при этом власти автономного образования ссылаются на молдавское законодательство, утвердившее еще в 1989 году такой порядок вещей, пишет «Независимая газета», цитируя главу Гагаузии Михаила Формузала.
Издание напоминает, что скандал, в центре которого неожиданно оказался русский язык, начался с румынского. По Конституции государственным языком в Молдавии считается молдавский, но в числе школьных предметов таковой не значится, а преподается румынский. О том, следует ли считать эти языки идентичными или это один и тот же язык, в Молдавии спорят уже 20 лет. Часть общества настаивает, что молдавского как такового не существует, есть румынский, на котором говорят молдаване.
Это в основном та категория населения, которая выступает за объединение Молдавии с Румынией и ощущает себя румынами. Таких немало, но большинство граждан Молдавии все же не хотят отказываться от собственной – молдавской – государственности и соответственно молдавского языка. Гагаузы, которые живут в автономно-территориальном образовании на юге республики, в этот спор до поры до времени не втягивались. Согласно автономному законодательству, в регионе действуют в основном школы с преподаванием на русском языке, где молдавский (он же румынский) изучается как отдельный предмет. Такое положение вещей не устраивало кишиневские власти, но гагаузы устроили обучение в школах по своему усмотрению. Учебники в автономию поступали из Москвы. Несмотря на такой, с точки зрения Кишинева, изъян в образовании автономии, Центр и гагаузская периферия соблюдали правила игры и открыто не ссорились. В нынешнем году языковой спор не только разгорелся, но его градус превысил все допустимые пределы. Фактически Комрат (административный центр автономного образования «Гагауз-Ери» – «Гагаузская земля») отказался говорить с Кишиневом по-румынски, предложив перейти на русский.
По словам Михаила Формузала, началось все с того, что 100 выпускников школ региона (10% от общего числа) завалили государственный язык и соответственно не получили диплом бакалавра. Принимала экзамен комиссия, в состав которой, по словам башкана, не включили преподавателей из автономии. На предложения властей Гагаузии найти компромиссный вариант и все же выдать выпускникам дипломы в Кишиневе ответили отказом. И тогда в Комрате (столице Гагаузии) выдали свои – без упоминания о госязыке. Дипломы, как отметил глава автономии, отпечатаны на государственном и русском языках. 1 августа министр просвещения Молдавии Михаил Шляхтицкий заявил, что дипломы о присвоении степени бакалавра, выданные по решению Народного собрания Гагаузии выпускникам местных лицеев, не сдавшим экзамен по госязыку, недействительны и молдавские вузы не будут их принимать. Но, как оказалось, гагаузские выпускники уже зачислены в вузы других стран – России и Турции. Следует отметить, что Турция особо опекает Гагаузию, так как гагаузы – тюркоязычный народ, правда, православного вероисповедания.
Что же касается переписки с центральными органами власти, то, отметил Формузал, она должна вестись на двух языках, как положено по закону. А депутаты Народного собрания Гагаузии решили обратиться в Конституционный суд республики, чтобы получить ответ на вопрос: почему госязыком в Молдавии провозглашен молдавский, а в школах преподают румынский язык и историю Румынии?
«Молдова дала гагаузам не культурную автономию, что обидно, а территориальную», – прокомментировала ситуацию депутат Либеральной партии Молдавии, заместитель председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Анна Гуцу. «Мы докатились до того, что Формузал нам угрожает, что будет жаловаться в европейские структуры, что их, гагаузов, нарушены права, потому что они, гагаузы, не хотят учить официальный язык Молдовы», – цитирует депутата агентство «Инфотаг».
В тоже время политик Юрий Рошка, который в начале 2000-х организовывал массовые манифестации против придания русскому языку статуса государственного, считает, что во всем виновато государство. В Молдавии не разрабатывают новые программы и методики преподавания румынского языка, учебники плохие, учителя совершенно не заинтересованы в хороших результатах. «У них нет никаких льгот и надбавок за преподавание русским детям не родного для них языка», – отметил Юрий Рошка в интервью Deutsche Welle.
Немецкое издание считает безосновательным широко распространенный в Молдавии миф о том, что русскоязычные граждане не хотят изучать государственный язык в принципе. Наоборот, они с каждым годом все острее ощущает нехватку знаний молдавского языка, испытывают трудности с пониманием официальной документации, которая ведется только на государственном языке, и даже того, что написано в квитанциях за коммунальные услуги. В свое время от изучения молдавского таких жителей Молдавии оттолкнуло то, что румынизация происходила слишком агрессивно, тогда многие русские действительно не хотели учить язык. Теперь у них нет на это ни времени, ни денег, пишет DW.
Комрат, Александр Комаров
© 2011, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».