Андрей Сафонов: Россия повышает роль ПМР, но по-прежнему рассматривает республику как рычаг влияния на Республику Молдова
Визит специального представителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина на берега Днестра рождает следующий предварительный вывод: Москва повышает роль ПМР в решении своих внешнеполитических задач на юго-западе бывшего СССР, но о признании независимости Приднестровья речь по-прежнему не идет.
Такое мнение высказал корреспонденту «Нового Региона» председатель Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.
«Во-первых, надо отметить, что Дмитрий Рогозин, известный как державник в российских политических кругах, – удачная кандидатура для работы на приднестровском направлении, – сказал Сафонов. – Он отражает фактически провозглашенный путинский курс на достаточно жесткое отстаивание национальных интересов России. А ПМР – это один из символов ориентации на Россию. Поэтому Рогозин прибыл туда, где условия для его визита и работы были комфортные.
Во-вторых, в Москве убедились, что сближение Кишинева с Бухарестом в 2009 – 2012 гг. – это не выдумка приднестровских пропагандистов, а серия реальных шагов. Курс правящего в РМ «Альянса за европейскую интеграцию» – это курс на отдаление от России и на сближение с Румынией, во многом замаскированный под евроинтеграцию. Вспомним стремление Кишинева переключить газовую и энергетическую системы на Румынию, допуск румынских коллег к базам данных молдавских спецслужб и т.д. В этих условиях, когда настает момент истины, нет смысла посылать в Кишинев какого-то прекраснодушного либерального болтуна, над которым правые из Альянса просто посмеются. Серьезно обсуждать интересы России в бывшей МССР может только государственник типа Рогозина.
В-третьих, переговоры в Кишиневе лишний раз убедили спецпредставителя из Москвы в том, что АЕИ не собирается менять свой курс. Так, президент РМ Николай Тимофти сказал, что урегулирование конфликта возможно на основе «территориальной целостности» РМ, с предоставлением Приднестровью «особого статуса», причем «реинтегрированное государство должно быть функциональным и в то же время обеспечивать продолжение евроинтеграционного процесса». В переводе с дипломатического это «полный отлуп Кремлю»: независимости, конфедерации или федерации для ПМР не будет, а унитарное государство после «реинтеграции» отправится на запад, как и намечалось АЕИ с самого начала. Но – вместе с Приднестровьем. Как известно, и премьер-министр РМ Владимир Филат недавно высказался против федерализации как способа решения конфликта. Таким образом, в АЕИ по приднестровскому вопросу особых расхождений нет».
Сафонов отметил, что Москва обратилась к проверенному в таких случаях методу повышения роли ПМР, но пошла дальше, чем обычно: Рогозин заявил, что в Тирасполе может быть открыто Бюро спецпредставителя президента России по Приднестровью, что, «пока полностью не окрепнет республика, российские военные отсюда не уйдут», что Россия обеспечит своих миротворцев в ПМР «всем необходимым», что в случае подъема экономики Приднестровье «найдет свое место» в направлении Евразийской интеграции.
«В то же время, очевидно, что официального признания независимости ПМР со стороны России ожидать не приходится, – продолжил эксперт. – На встрече в Приднестровском государственном университете 17 апреля российский гость так сказал о перспективах диалога Кишинева и Тирасполя: «Молдова должна захотеть стать целостной». А если РМ будет за это бороться, отказываясь от курса на сближение с Румынией, тогда молдавская государственность «будет укрупняться». Таким образом, российское руководство не отказывается от старой тактики вовлечения в орбиту своего влияния всей бывшей МССР через приднестровский «рычаг» воздействия на Кишинев. При этом в молдавском руководстве основным партнером Кремль может избрать премьер-министра РМ Владимира Филата. На той же встрече в ПГУ Рогозин говорил, что Филат «исходит из прагматичных отношений», и что именно с ним предстоит разговор о возможном открытии в Тирасполе генерального консульства РФ», – отмечает Сафонов.
Он полагает, что ПМР не застрахована от того, что если молдо-российские отношения улучшатся, или руководство РМ просто пообещает это сделать, часть политиков в Москве вновь вернется к старой формуле «включения» Приднестровья в состав Молдовы.
«Отметим, что эта тактика может сыграть против самой Москвы, ибо ее руками Кишинев вначале получит доступ на политическую арену ПМР, произведет необходимое ему переформатирование приднестровского политического поля, а потом уведет «реинтегрированную» унитарную бывшую МССР в сторону Запада, вообще, и в сторону Румынии, в частности», – предупреждает политолог.
Тем не менее, добавил Сафонов, визит Дмитрия Рогозина показал возрастание роли ПМР в расчетах РФ. Эксперт объясняет это обострением геополитического противоборства России с США, с некоторыми странами ЕС и с Румынией, которая стремится стать здесь ведущей региональной державой.
«В любом случае государственники в российском руководстве не собираются «уходить» из ПМР. Если тактика обеспечения кишиневской лояльности по отношению к российским интересам себя не оправдает, прямые контакты РФ с ПМР могут еще более усилиться», – резюмировал Сафонов.
Тирасполь, Ольга Курылева
© 2012, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».