AMP18+

Приднестровье

/

Кишинёв активизировал игру по расколу России и Украины Авторская колонка Андрея Сафонова

Вскоре во Львове должна пройти очередная встреча в формате «5+2» по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Очевидно, что Кишинёв заинтересован в переходе к обсуждению политических проблем. Но есть ли в этом смысл для Приднестровья, России и Украины? Об этом – в авторской колонке тираспольского политолога Андрея Сафонова специально для «Нового Региона».

Власти Молдовы – против Украины, России и Приднестровья

Правящий в Кишинёве «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ) – не самостоятельная сила. Его внешняя политика, как не раз указывалось самыми разными авторами, определяется и направляется Западом в лице Евросоюза и США, а также Румынией. Суть этой политики – вывод всей бывшей Советской Молдавии из постсоветского пространства (прежде всего полный отрыв от России и отдаление от Украины) и перевод в юридическую сферу влияния ЕС, где Румыния выступала бы эдаким «оперуполномоченным по евроинтеграции».

Теперь, когда Украина стала председательствовать в ОБСЕ, Кишинёв, Бухарест и Запад стараются стравить её с ПМР и Россией. Во Львове они попытаются сделать первый шаг к началу официального обсуждения «Третьего пакета» повестки дня переговоров в формате «5+2». Это значит, что руками Киева они попробуют «распечатать» проблемы «политические, институциональные и вопросы безопасности». Переводя на человеческий язык – статус Приднестровья в составе унитарной Молдовы, вывод остатков 14-й армии, замену российских миротворцев на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ, а также вывоз российских вооружений из ПМР, дабы лишить приднестровских собеседников сопротивляемости на случай нового конфликта на Днестре.

Таким образом, если этот план будет реализован, ПМР будет рано или поздно ликвидирована, влияние России будет отброшено на украинско-российскую границу, а Украина увидит лицом к лицу контролируемый Бухарестом АЕИ на полпути между Днестром и Одессой.

В итоге и Россия, и Украина, и Приднестровье проиграют.

Стратегия удушения

6 февраля прибывший в Тирасполь специальный представитель МИД России на переговорах, посол по особым поручениям Сергей Губарев сделал в Тирасполе следующее заявление: «Существует документ, принятый в 2005 году в Кишинёве, – закон, который определяет будущее населённых пунктов на левом берегу Днестра. Исходя из наличия этого закона, вести какие-либо переговоры о будущем Приднестровья, мягко говоря, бессмысленно, потому что он всё уже определил. Лично для меня конкретной точкой отчёта того, что условия для обсуждения политического блока вопросов созрели, был бы следующий день после того, как парламент Республики Молдова так же дружно, как он проголосовал за принятие этого закона, его отменит».

Но Кишинёв не собирается это делать, надеясь «додавить» ПМР чужими руками. Напротив, голос лидеров и дипломатов Молдовы становится всё строже. 6 февраля Чрезвычайный и полномочный Посол РФ в РМ Фарит Мухаметшин был приглашён в Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдовы. Повод – в ПМР прибыла российская делегация без согласования с Кишинёвом. Делегаты, включая депутатов Государственной Думы и экспертов, прибыли в Тирасполь для участия в международной конференции «Гармонизация законодательства с российским – магистральный путь развития приднестровской государственности». Дело привлекло внимание самого премьер-министра РМ Влада Филата, который сказал: «Визит депутатов Государственной думы РФ не был согласован с Министерством иностранных дел РМ. Послу Российской Федерации следует предоставить объяснения МИДЕИ Молдовы».

Ранее руководство Молдовы выражало недовольство тем фактом, что финансовая помощь Приднестровью идёт напрямик, помимо Молдовы. Становится очевидным: Кишинёв усиленно старается изолировать приднестровцев, поставить абсолютно все внешние связи ПМР под свой контроль. Это – классическая стратегия удушения.

Молдова: дальше от Киева и Москвы, ближе к Бухаресту

Итак, Кишинёв желает перейти к «Третьему пакету», видя Приднестровье включённым в состав унитарной Молдовы. Но какова внутренняя атмосфера в самой Молдове, находящейся под властью АЕИ? Вот лишь несколько примеров.

Так, согласно данным опросов, 56% граждан РМ считают, что, руководимая прорумынским Альянсом, Молдова движется в неправильном направлении. Но это не смущает убеждённого сторонника присоединения Молдовы к Румынии, бывшего и.о. президента РМ и лидера Либеральной партии Михая Гимпу, который декларирует: «То, что происходит у нас (в альянсе) – отражается на людях. В бизнесе, в образовании, в медицине – абсолютно везде. И это проблема. Я закрываю глаза и поставлен в такую ситуацию. Для меня важнее разорвать с «Империей зла», а после разберемся… Я выбираю то, что важнее».

Как выяснилось, важнее наведения порядка в Молдове оказалось украсть установленный в одном из кишинёвских парков памятный камень в честь Антона Оники, знаменосца направленной против тогдашней румынской оккупации политической демонстрации 1 августа 1929 года. Ясно, что это сделали те, кто молится в сторону Бухареста.

Тем временем депутат парламента РМ от правящего Альянса Анна Гуцу заявила: «Вы знаете, что существуют европейские страны – члены Евросоюза, где преподавание на языке национальных меньшинств происходит за счёт частного финансирования?!». Если суть евроинтеграции по-кишинёвски заключается в этом, то можно сразу утверждать, что Приднестровью это абсолютно неинтересно.

Надо ли президенту ПМР ехать во Львов?

На этом фоне появилась информация, согласно которой президент ПМР Евгений Шевчук намерен отправиться во Львов для встречи со своим давним партнёром по диалогу с молдавской стороны – премьер-министром Владом Филатом. Но надо ли Шевчуку туда ехать в условиях заявлений и действий как АЕИ в целом, так и самого Филата, в частности?

С одной стороны, Украина, как председатель ОБСЕ, стремится достичь какого-либо прогресса в переговорах по урегулированию конфликта на Днестре. Это логично. С другой, никаких реальных бонусов усиление Кишинёва, поддерживаемого Бухарестом, Киеву не даёт. ПМР – это реальный буфер между Украиной и прорумынскими кишинёвскими властями, а, значит, и самой Румынией. Совершенно очевидно, что Влад Филат так же лоялен Румынии, как и Михай Гимпу, только премьер более продвинутый и дипломатичный.

Задача Филата во Львове – заставить ПМР, Украину и Россию (которые объективно в данной ситуации оказываются в одной лодке) начать официальное обсуждение «Третьего Пакета», сделать хотя бы самые первые шаги в данном направлении. Для этого ему надо добиться каких-либо уступок от президента ПМР в ходе личной беседы, подключив, возможно, для этого дипломатов ОБСЕ, ЕС и США, а также спровоцировав Киев и Москву на открытое противостояние во Львове.

Российская дипломатия это понимает. Складывается впечатление, что приезд Сергея Губарева в Тирасполь частично связан с тем, чтобы дать понять Евгению Шевчуку: социально-экономические вопросы из первого «пакета» можно обсудить и на уровне переговорщиков – Евгения Карпова от РМ и Нины Штански от ПМР. Ехать во Львов главе Приднестровского государства для открытия одного из мостов через Днестр (в районе сёл Бычок и Гура-Быкулуй) или обсуждения дизайна автомобильных номеров для приднестровских международных перевозчиков не имеет смысла.

Не играть на руку врагам

Таким образом, игра Кишинёва по внесению и углублению раскола между Россией и Украиной по молдо-приднестровским делам вошла в ключевую фазу. От этого раскола, как вытекает из объективного анализа обстановки, проиграют и Москва, и Киев.

За всем этим чувствуется опытная рука румынской дипломатии, консультирующей сегодня АЕИ. Как помнит читатель, мы неоднократно выделяли этот принцип румынского внешнеполитического ведомства: разделять своих врагов и бить их поодиночке, использовать их противоречия и получать результат, нужный Бухаресту.

Сейчас происходит именно это. Следующая атака будет уже на саму Украину. Направления атаки тоже известны: усиление паспортизации Северной Буковины, стремление получить от Киева заверения, что в Украине нет отдельных молдавского и румынского нацменьшинств, а есть одно – румынское. О стратегии Румынии в отношении Южной Бессарабии, Северной Буковины и ряда островов на Дунае мы и так много говорили ранее.

Вот почему рациональным кажется провести экстренные консультации между Россией и Украиной по сложившейся ситуации и, в частности, по предстоящей встрече во Львове. Цель – не позволить рабочим разногласиям превратиться в открытое политико-дипломатическое столкновение.

Лучше вместе играть свою, согласованную игру, чем поодиночке играть на руку своим общим врагам.

Тирасполь, Андрей Сафонов

© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Кишинев, Приднестровье, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,