Кишинёв выдвигает аргументы в пользу начала переговоров о статусе Приднестровья И настаивает на придании ЕС и США статуса полноправных посредников в урегулировании
Украинское председательство в ОБСЕ уже разработало проект повестки дня очередного раунда переговоров по Приднестровью в формате «5+2», в которую включены вопросы из всех трёх условных корзин. Об этом заявил в интервью радиостанции «Свободная Европа» молдавский вице-премьер по реинтегрции Евгений Карпов.
По его словам, в ходе встречи политических представителей сторон, которая начнётся в начале следующей недели во Львове, будут продолжены дискуссии по протоколу о передвижении приднестровских пассажирских и грузовых автомобилей на международных маршрутах. Кроме того, стороны намерены обсудить ситуацию с расположенными в Приднестровье молдавскими школами с обучением на латинской графике, а также сотрудничество на уровне гражданского общества. Перечень вопросов из так называемой третьей корзины остался прежним: сотрудничество двух берегов Днестра в борьбе с преступностью и при чрезвычайных обстоятельствах, разъяснил Карпов.
Говоря об отказе Тирасполя обсуждать политические вопросы, молдавский чиновник сказал, что в настоящее время есть несколько аргументов в пользу начала переговоров по статусу Приднестровья.
«Во-первых, с самого начала формат «5+2» был задуман как платформа для обсуждения политических вопросов. За последние 20 лет все международные игроки сохранили позицию о том, что конфликт на Днестре должен быть решён на основе суверенитета и независимости Республики Молдова и её территориальной целостности, признанной в 90-х годах, с предоставлением Приднестровью особого правового статуса. Последним доказательством этого стало заявление в Дублине, одобренное всеми министрами иностранных дел стран-членов ОБСЕ», – заявил Карпов.
Молдавский вице-премьер убеждён, что получение статуса для Приднестровья будет означать «вхождение в законность для каждого гражданина и для каждой компании», «возвращение к возможности развиваться в соответствии с требованиями времени».
Карпов отметил, что Тирасполь ещё не готов к этому, но «есть и другие участники формата «5+2», которые поддерживают позицию молдавских властей».
Кишинёв настаивает на придании Евросоюзу и США статуса полноправных посредников в переговорах в формате «5+2».
«Кишинёв и другие участники формата считают, что у этих двух игроков есть необходимый потенциал для внесения более серьёзного вклада в процесс. По этой причине я считаю, что нет никаких реальных препятствий, которые бы помешали уравнять статус Евросоюза и США со статусом других посредников», – сказал молдавский вице-премьер.
Как сообщал «Новый Регион», в ходе подготовки ко львовскому раунду переговоров по Приднестровью официальный Тирасполь заявил о том, что вести разговор о политических и статусных вопросах преждевременно.
Такой же позиции придерживается и Москва. Посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев, посетивший Тирасполь на прошлой неделе, сказал, что «сейчас, когда только начинают появляться ростки доверия между берегами Днестра, необходимо сосредоточиться на решении социально-экономических проблем и практических вопросов, которые облегчат жизнь людей и создадут атмосферу доверия».
Специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ по затянувшимся конфликтам Андрей Дещица, в свою очередь, заявил, что Кишинёв и Тирасполь рано или поздно придут к обсуждению не только социально-экономических, но и политических вопросов из так называемой третьей корзины переговоров.
В состав переговорного формата «5+2» по приднестровскому урегулированию входят стороны конфликта – Молдова и Приднестровье, страны-гаранты и посредники – Россия и Украина, ОБСЕ как посредник, а также Европейский союз и США в качестве наблюдателей.
Кишинёв, Сергей Вулпе
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».