Екатеринбург – Кишинёв – Тирасполь: торопиться не следует! Авторская колонка Андрея Сафонова
Во вторник в Екатеринбурге прошёл саммит Россия-Евросоюз. Среди обсуждавшихся вопросов был и молдо-приднестровский конфликт. Брюссель настаивает на скорейшем его урегулировании на основе своих идей. Но нужно ли это Приднестровью, России и Украине? Об этом в авторской колонке специально для «Нового Региона» рассуждает тираспольский политолог Андрей Сафонов.
Взгляд из Брюсселя через Урал
Из выступления председателя Европейского Совета Хермана ван Ромпея ясно видно: ЕС желает втянуть Россию в решение молдо-приднестровского вопроса в соответствии с видением Брюсселя, Кишинёва и стоящего за правящими кругами Молдовы Бухареста.
А это видение таково.
Во-первых, унитарный характер Молдовы.
Во-вторых, статус ограниченной автономии Приднестровья в составе Молдовы.
В-третьих, внешняя политика «реинтегрированной» Молдовы исключительно как прерогатива Кишинёва.
В-четвёртых, вывод российских войск в виде остатков 14-й армии из ПМР.
В-пятых, замена российских миротворцев и украинских военных наблюдателей на Днестре миссией гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.
В-шестых, «уход» Приднестровья «в Европу через Румынию» в рамках вхождения «реинтегрированной» Молдовы в сферу влияния ЕС с отрывом РМ от бывшего СССР.
В-седьмых, распространение молдо-румынских соглашений и договоров после «реинтеграции» Молдовы также и на территорию Приднестровья.
Разумеется, в этой ситуации РМ и ЕС ведут синхронную, согласованную игру против России и ПМР.
«Схема Ромпея»
В чём конкретно эта игра выражается?
ЕС и РМ при поддержке Румынии стараются обойти Москву и Тирасполь на повороте: укрепив созданную в Кишинёве правящую «Коалицию проевропейского правления» (КПП) и добившись подписания соглашений ЕС-РМ о зоне свободной торговли, о безвизовом режиме и об ассоциативных отношениях, втиснуть в зону действия этих соглашений и Приднестровье.
Если «схема Ромпея» осуществится на практике, она будет означать уничтожение приднестровской государственности и вытеснение России из Приднестровья. Российские войска окажутся выведенными из ПМР, а российский бизнес, если кишинёвские политические и военные структуры при поддержке Запада и Румынии установят над Приднестровьем контроль, быстро уступит своё место бизнесу Молдовы, Запада и Румынии. Приднестровское же предпринимательство окажется разрушенным.
Брюссель и Кишинёв против Москвы и Тирасполя
Херман ван Ромпей сказал в Екатеринбурге: «Мы сошлись на том, что нам нужно найти решение приднестровского конфликта, и принцип всеобъемлющего урегулирования нужно начать согласовывать уже сейчас, это разрешаемый конфликт». Слова о том, что решить конфликт нужно «уже сейчас», доказывают, что ЕС явно спешит. Но куда?
Ответ прост: начало решения конфликта на молдо-румыно-европейских условиях необходимо, по мнению руководства и «актива» ЕС, совместить с оформлением нахождения Молдовы (вместе с Приднестровьем) в евросоюзном геополитическом пространстве через подписание трёх вышеуказанных соглашений.
При этом новое молдавское руководство, тесно связанное с западным истеблишментом, пытается убедить Москву, что «схема Ромпея», сводящаяся, в конечном счёте, к уничтожению российского влияния на Днестре, выгодна… самой России! Вот что говорит новый председатель парламента РМ, экс-посол Молдовы в Германии Игорь Корман (бывший подчинённый бывшего главы министерства иностранных дел и европейской интеграции, а ныне премьер-министра РМ Юрия Лянкэ): «В условиях, когда РФ имеет войска и миротворческие силы в Приднестровье, оказывает региону мощную финансовую и экономическую поддержку, она, без сомнения, является очень важным игроком. Я думаю, что мы только тогда решим проблему, если придём с другим менталитетом и полностью изменим наш подход, и Москва будет абсолютно уверена, что разрешение конфликта не осуществляется ей во вред».
Спикер Корман уверен, что Россия «должна иметь чёткое ощущение, что она не проиграет, а только выиграет от европейской интеграции РМ». Молдова, по его словам, «может стать соединительным мостом для российских и европейских инвесторов, а с точки зрения безопасности РМ нужно сохранить и укрепить свой нейтральный статус».
Он также думает, что разрешение молдо-приднестровской проблемы будет иметь больше шансов на успех только тогда, когда между ЕС и Россией будут складываться отношения доверия и партнёрства. То есть он завершает свои рассуждения той же мыслью, что и ван Ромпей.
При этом абстрактные рассуждения о Молдове как о «мостике» и её «нейтралитете» лидеры Кишинёва любят подкреплять конкретикой о необходимости вывода войск РФ из Приднестровья и неприемлемости приватизации в ПМР по «сепаратистским» законам. Ну а если над ПМР будет установлен кишинёвский контроль, то «суверенное руководство реинтегрированной Молдовы» легко сможет поставить вопрос или о вступлении РМ в НАТО, сторонником чего является нынешний министр обороны Молдовы Виталий Маринуца, либо об участии в программе ПРО США, либо о переходе под западный военный зонтик в рамках какой-нибудь программы «партнёрства».
Характерно, что премьер-министр РМ Юрий Лянкэ, которого на этом посту очень хотели видеть еврочиновники, объявил, что первый его зарубежный визит – 13-14 июня – будет как раз в Брюссель. Лянкэ сказал, в частности, что «теперь необходимо укрепить отношения с Евросоюзом, пошатнувшиеся во время кризиса».
Вывод: и ЕС, и руководство РМ видят Приднестровье в составе Молдовы, которая будет выведена из сфер влияния России и Украины, юридически оторвана от пространства бывшего СССР.
Помнить об Украине!
Можно ли избежать этого? Безусловно, да.
Как? Очень просто: не обсуждать с ЕС молдо-приднестровскую проблему. Дождаться подписания вышеупомянутых соглашений ЕС-РМ. Когда эти соглашения будут подписаны, и их антироссийская и антиприднестровская сущность ещё раз проявится, у Москвы будут больше развязаны руки для прямой работы с Тирасполем.
Возможно, уход от обсуждения молдо-приднестровских отношений отвечает и интересам Украины. Ведь возможный контроль РМ над ПМР означал бы усиление на украинских границах Румынии, поддерживающей нынешнюю молдавскую власть. Быть может, Украина, которой осталось полгода председательствовать в ОБСЕ, хотела бы избавиться от предметного обсуждения молдо-приднестровского конфликта. Но ей это трудно сделать, так как на неё давит ЕС. Поэтому мы, как реалисты, понимаем, что для Украины было бы предпочтительнее «зарубить» эту тематику чужими руками и, так сказать, чужим «топором».
Так давайте поможем Киеву в этом, тем более, что Украина во время войны 1992 года приютила у себя свыше 100 тысяч приднестровских беженцев.
Не бояться бумажных тигров!
А что может сделать России Евросоюз, если та не сочтёт необходимым обсуждать с ЕС ситуацию на Днестре? Ведь не зря обозреватели уже отметили, что, в отличие от Хермана Ван Ромпея, президент России Владимир Путин не комментировал молдо-приднестровскую тематику.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо в очередной раз кратко отметить, что представляет собой сегодняшний Евросоюз.
Во-первых, он деградирующий, глупеющий, слабеющий, стареющий (если иметь в виду коренных европейцев) и вырождающийся. Традиционные европейские ценности, дававшие некогда Европе силу вести за собой весь мир, давно исчезли. О степени деградации европейских чиновников и дипломатов свидетельствует тот факт, что они напрочь лишились способности подчинять свои ущербные идеи национальным интересам представляемых ими стран: так, желая привлечь руководство России на свою сторону, элита ЕС не в силах отказаться от давления на Москву во имя всей этой отвратительной гомосятины, однополых браков и прочего подобного маразма. Ведь знают же, что россиянам это не нравится, а всё равно долбят в одну точку – всем известную.
Во-вторых, производство из Европы выносится в иные, динамично развивающиеся регионы мира. Промышленный капитал в ЕС давно уступил место банковскому – мыльным финансовым пузырям. А это – верный предвестник будущей гибели. Так стоит ли ориентироваться на изнеженное, слабеющее извращённое общество, идущее по пути поздней Римской империи?
В-третьих, не могут быть использованы для давления на неугодных и современные европейские армии. Они смешны по сравнению с теми армиями стран Европы, которые были, например, во время Первой или Второй мировых войн. Без войск США современная Европа – это что-то вроде Византии незадолго до её захвата турками. Вместо турецких янычар её без боя захватывают арабы и негры. Следует ли прислушиваться к требованиям элиты такой Европы?
В-четвёртых, ЕС обманывает Россию, до бесконечности затягивая решение вопроса о введении безвизового режима. Правда, можно сказать: а нужен ли этот режим России, когда вокруг – целый мир с, как уже говорилось выше, динамично развивающимися странами? В этих странах – подлинный простор для зарабатывания денег без угрозы их воровства Западом под каким-нибудь очередным идиотским предлогом.
Вот почему можно сказать, что ЕС, живущий во многом на славе прошлой Европы, является бумажным тигром. Перед ним не следует трепетать. Надо просто трезво проанализировать его реальные возможности, оценить его реальную силу. Можно сделать вид, что слова Хермана Ван Ромпея просто не были услышаны. Пусть ЕС и РМ в предстоящие месяцы разыгрывают свою кишинёвскую партию. А Москве, Киеву и Тирасполю торопиться не следует.
Тирасполь, Андрей Сафонов
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».