Командная игра России и Украины – залог стабильности на Днестре Авторская колонка Андрея Сафонова
16 июля в Вене начался очередной раунд переговоров по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. О расстановке сил и позициях переговорщиков рассуждает приднестровский политолог Андрей Сафонов в авторской колонке «Нового Региона»…
О пользе общих усилий
Похоже, многое решилось ещё до того, как в Вену съехались представители сторон конфликта – ПМР и РМ; гарантов и посредников – России и Украины; посредника – ОБСЕ; наблюдателей – США и ЕС. Речь о том, что Россия, Украина и ОБСЕ выразили своё негативное отношение к планам Кишинёва установить миграционные посты, которые де-факто играли бы роль пограничных. В задачу этих постов, как можно понять из заявлений ряда молдавских чиновников и материалов СМИ, входило бы штрафование приднестровцев, не обладающих гражданством Молдовы.
Это рассматривается политиками Молдовы как одно из средств давления на ПМР в лице рядовых граждан Приднестровья. Цель ясна – заставить Тирасполь сломаться, войти в евроинтеграционный проект в составе унитарной Молдовы и навсегда, как полагают нынешние лидеры Молдовы и их западные и румынские союзники, оторвать ПМР от России и Украины.
Разумеется, такое давление не имеет ничего общего с поисками взаимовыгодного компромисса. И вот согласованная позиция Москвы и Киева, поддержанная ОБСЕ, заставила Кишинёв до осени отложить этот вопрос. Хотя имеются данные, что два поста всё-таки начали свою работу в тестовом режиме.
О схеме Кишинёва и Бухареста
Итак, несмотря на разногласия, Россия и Украина могут играть в команде, сообща. Ведь у них есть общий противник – румынский экспансионизм, поддерживаемый кишинёвскими сателлитами Бухареста. А у Бухареста и кишинёвских правых была, если тщательно проанализировать ситуацию, вот какая схема.
Во-первых, попытаться в очередной раз натравить Киев на Москву. Любой эксперт подтвердит – румыны пытаются укрепить свои позиции, играя на противоречиях России и Украины.
Во-вторых, подтолкнуть, в том числе с помощью Запада, Украину к тому, чтобы давить на ПМР и Россию до тех пор, пока Тирасполь и Москва не дадут «добро» на официальное обсуждение вопросов из «третьего пакета»: статуса Приднестровья в составе унитарной Молдовы, вывода остатков 14-й армии РФ, вывода из ПМР российских миротворцев и украинских военных наблюдателей.
В-третьих, добиться от Украины согласия на выставления постов Молдовы на украинско-приднестровской границе, чтобы взять под контроль всё движение людей и товаров на восточной границе Приднестровья.
Очевидно, что Кишинёв не собирается от этих планов отказываться. И столь же очевидно, что Бухарест будет укреплять лидеров Молдовы в решимости добиться намеченного.
Им сверху видно всё…
Миграционные посты, развёртывание которых было, по крайней мере, приостановлено общими усилиями стран-гарантов при поддержке посредника в лице ОБСЕ, представляют собой умышленную и целенаправленную провокацию со стороны Кишинёва, за которым в этом деле стоит ЕС. По крайней мере, чиновники Молдовы и Евросоюза уже заявляли, что требования об установке постов раздавались из Брюсселя.
«Изюминка» провокации в том, что посты планировалось разместить вне Зоны безопасности, тогда как все ответные меры Тирасполя падали бы как раз на ЗБ. В итоге вину за обострение ситуации можно было бы свалить на приднестровскую сторону. Теперь такая опасность стала чуть меньше.
Надо полагать, от внимания Москвы и Киева не укрылась активизация молдо-румынских отношений в военной сфере. Так, недалеко от молдо-приднестровской границы прошли совместные учения военнослужащих Молдовы и Румынии. Кроме того, Парламент РМ ратифицировал молдо-румынское соглашение о военном сотрудничестве.
В итоге Россия и Украина не стали играть в чужую игру, направленную против них обеих.
Исполнители и оперуполномоченные
К нынешнему раунду переговоров Кишинёв пришёл с новым политическим руководством. По сути, официально РМ возглавляют премьер-министр Юрий Лянкэ и спикер Парламента Игорь Корман. Они, в отличие, например, от лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата, председателя Демократической партии Мариана Лупу и главного спонсора этой партии Владимира Плахотнюка, а также в отличие от вождя Либеральной партии Михая Гимпу – карьерные дипломаты. Они – не публичные политики, не харизматичные трибуны, не партийные функционеры с самостоятельным политическим багажом и своими большими деньгами. Они в силу сказанного не обладают возможностью маневрировать, выполняя или не выполняя то или иное из высказанного Западом.
Перед нами – исключительно прозападные и прорумынские чиновники, в задачу которых входит чёткое выполнение инструкций из Брюсселя (прежде всего) по реализации евроинтеграционного проекта для Молдовы (включая Приднестровье). Чем ближе подписание соглашений между ЕС и РМ об ассоциации и о зоне торговли, тем больше именно такие аккуратные исполнители западного плана нужны Евросоюзу.
А Румыния и тут желает выиграть своё: предстать «особым оперуполномоченным» Евросоюза по евроинтеграции Молдовы, чтобы «объединить разделённый народ в рамках ЕС». Таким образом, появляется воссоздать «Великую Румынию» в новых исторических условиях.
Всё это тоже видят в Москве, Киеве и Тирасполе. Руководство ПМР совершенно справедливо отказывается обсуждать с Кишинёвом любые политические и статусные вопросы.
Спешить некуда
Что видится наиболее разумным далее, на ближайшую перспективу?
Прежде всего, сохранение и укрепление сотрудничества между Украиной и Россией в подходе к молдо-приднестровским делам.
Затем, надо дождаться Вильнюса. От его результатов будет зависеть новая ситуация на Днестре. Ясно, что любое движение в сторону ЕС и Румынии не будет воспринято в Тирасполе. Лучше спокойно понаблюдать и не брать на себя никаких обязательств.
Но в конце 2013 года завершится председательство Украины в ОБСЕ. И Киев сможет снять со своих плеч ответственность за молдо-приднестровский диалог. Думается, после этого возможна будет принципиальная декларация ПМР о готовности обсуждать с РМ исключительно вопросы из первых двух «пакетов». То есть – не обсуждать никаких политических и статусных вопросов.
Ведь в ЕС (членом которого является Румыния) Приднестровью делать нечего.
Нужен позитив
Я твёрдо убеждён в том, что одним из факторов российско-украинского сотрудничество должен стать позитивный результат председательства Украины в ОБСЕ.
На встрече в Вене это могли бы стать компромиссные соглашения по сотрудничеству сторон в сфере транспорта и передвижения людей, охране Днестра и т.д. Однако, вряд ли такие соглашения подготовлены, а если что-то и подготовлено, то для их подписания атмосфера неблагоприятная. Отношения РМ и ПМР вновь ухудшились.
Тогда можно было бы поработать над главным. А именно – над стабилизацией обстановки в Зоне безопасности. Тут можно было бы предложить мини-план снижения напряжённости.
Первое. Молдова приостанавливает решение о развёртывании миграционных постов.
Второе. Приднестровье приостанавливает действие закона ПМР о государственной границе.
Такое решение явилось бы серьёзным позитивом для украинского председательства в ОБСЕ.
Тирасполь, Андрей Сафонов
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».