AMP18+

Приднестровье

/

Июльские тезисы Натальи Герман Авторская колонка Андрея Сафонова

24 июля 2013 года прошёл визит министра иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Натальи Герман в Россию. В рамках поездки состоялась её встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым. Судя по всему, вопросов насчёт политики Кишинёва больше не осталось. Об этом пишет приднестровский политолог Андрей Сафонов в авторской колонке «Нового Региона».

Удары с улыбкой

24 июля около полудня по нашему времени телеканал «Россия-24» начал прямой показ 20-минутного выступления министров перед журналистами и их ответы на вопросы. Дочь первого президента независимой Молдовы Мирчи Снегура была предельно конкретна и не оставила никакой почвы для того, чтобы заподозрить Кишинёв в стремлении найти в своём внешнеполитическом курсе компромисс с Москвой.

Наталья Герман говорила, как и подобает дипломату, с улыбкой, но каждый её тезис был ударом по Кремлю. Она без малейших смягчений изложила позицию прозападного и прорумынского руководства РМ.

Она сказала, что подписывать документы вроде предстоящих документов «Восточного партнёрства» в Вильнюсе – суверенное право Молдовы. Это означает, что любые попытки России хоть как-то удержать Молдову в сфере своего влияния изначально бессмысленны.

Она сказала, что обсуждался вопрос вывоза из Приднестровья оружия и боеприпасов, хранящихся на складах. Это означает, что руководство РМ, уводя свою страну, как иногда говорят, «на Запад через Румынию», желает разоружить ПМР.

Она сказала, что обсуждался вопрос смены миротворческого формата на Днестре. Это означает, что официальный Кишинёв хочет, готовясь к полному уходу из пространства бывшего СССР, оставить ПМР без физической защиты союзных Приднестровью российских войск.

Она сказала, что «благами евроинтеграции» будут пользоваться и жители Приднестровья. Это означает, что от России и Украины будет оторвана также и ПМР, что все соглашения Молдовы с ЕС и Румынией должны будут безоговорочно распространяться на Приднестровье.

Она сказала, что евроинтеграция – это, с точки зрения Кишинёва, единственный способ построить современное и цивилизованное будущее Молдовы. Это означает уверенность Кишинёва в том, что создание такого будущего на основании интеграционных проектов в бывшем СССР (Таможенный союз, будущий Евразийский союз, Союз России и Белоруссии) невозможно.

Проще говоря, министр Герман сказала: мы уходим в сторону Брюсселя и Бухареста без всяких условий, а вы смиритесь с этим, уведите из ПМР свои войска и передайте нам на блюдечке с голубой (в Европе это модно) каёмочкой Приднестровье, потому что его мы унесём тоже.

Что сказал Сергей Лавров

Сергей Лавров, как сообщил сайт МИД РФ, «подтвердил нацеленность России на развитие полномасштабных отношений с суверенной, нейтральной Молдовой на основе демократических принципов, межэтнического согласия и сбалансированной политики на международной арене». Он, как, впрочем, и Наталья Герман, напомнил о российско-молдавском Договоре о дружбе, заключённом ещё при коммунистической власти в Кишинёве в 2001 году. Министр намекнул на ситуацию с миграцией, так как много граждан РМ работает в России – ведь после Вильнюса могут, как догадывается читатель, появиться визы между Россией и Молдовой.

По молдо-приднестровским делам была выделена «нацеленность на укрепление доверия между сторонами, которое в последнее время не укрепляется и подвергается достаточно серьёзным испытаниям. Считаем, что в рамках формата «5+2», в котором Россия вместе с Украиной выступает в качестве гаранта и посредника, необходимо предпринимать все меры для воплощения в жизнь конкретных, согласованных, частично реализованных шагов, позволяя людям на обоих берегах Днестра жить комфортно, общаться друг с другом и тем самым создавать условия для перехода к политическому урегулированию приднестровской проблемы».

Верным было выделение позитивной роли Украины в процессе переговоров по урегулированию на Днестре.

Был повторён известный тезис о «суверенитете, территориальной целостности Республики Молдова, при полном уважении всех её конституционных положений». Очевидно, это был намёк на желательность конституционного нейтралитета РМ. Но ведь ясно, что после «ухода на Запад через Румынию» переговоры о вовлечении Молдовы в НАТО будут не за горами.

Очевидно, Сергей Лавров понимает тщетность удержать враждебные России власти в сфере влияния Москвы одними уговорами, а потому он сказал: «Россия уважает свободный выбор любого государства».

А кое-что, на наш взгляд, глава МИД России не сказал по каким-то причинам. А мог бы.

Что мог бы добавить Сергей Лавров

Он мог бы сказать примерно следующее: «Наталья Мирчевна, Вы говорите, что евроинтеграция Молдовы одобряется большинством народа Вашей страны. Однако, как бы кто-то не критиковал референдумы в Приднестровье, они там проходили, тогда как в Молдове власти почему-то не делают этого. А, между тем, даже далёкие от России социологи выдают на-гора цифры, которые свидетельствуют о том, что отношение к сближению с ЕС в Молдове неоднозначно. Насколько в таких условиях руководство Молдовы может выступать от имени большинства людей?

Вы также утверждаете, что благами евроинтеграции будут пользоваться и жители Приднестровья. Но они, насколько известно, на 97% выступают за сближение с Россией, так как не приемлют прорумынского национализма. А Румыния, в свою очередь, не признаёт границу с Молдовой, демонстрирует аннексионистские аппетиты. Как в таких условиях, да ещё при унитарном подходе Кишинёва, можно говорить о «реинтеграции» Молдовы в границах бывшей МССР? Насколько правомерно игнорировать мнение приднестровцев, которые не желают вкушать блага европейской интеграции под патронажем Румынии, которая позиционирует себя как главного адвоката Молдовы в ЕС?».

Впрочем, после Вильнюса эти вопросы, так или иначе, задавать руководству Молдовы придётся.

Не ехать в Брюссель

Молдо-российские переговоры 24 июля прояснили ситуацию до конца. С нынешней властью ни России, ни Приднестровью договариваться не о чем. Курс на Брюссель и Бухарест лидеры РМ не изменят ни на миллиметр.

Следовательно, как уже приходилось говорить ранее, оптимальным вариантом было бы признание государственной независимости Приднестровской Молдавской Республики. На фоне того, что американцы спокойно готовят нападение на очередную страну (в данный момент, на Сирию), это не будет особенно большим грехом.

После 24 июля смешно даже обсуждать всерьёз с Кишинёвом вывод российских войск, смену миротворческого формата на Днестре, вывоз боеприпасов. Нелепо исходить из «суверенного права» нынешних властей РМ вталкивать ПМР в пространство ЕС и Румынии, отрезая приднестровцев от России и Украины. Абсурдно предполагать, что Румыния имеет право по договорённости с Кишинёвом проводить военные учения, например, в районе Тирасполя или Рыбницы.

Приднестровцы не желают ухода в иное геополитическое пространство, и это главное.

3 октября должен пройти последний перед саммитом «Восточного партнёрства» в Вильнюсе раунд молдо-приднестровских переговорах в формате «5+2». Учитывая «июльские тезисы» Натальи Герман, делегации ПМР лучше было бы не ехать в Брюссель, где должна состояться данная встреча.

Правильным было бы сорвать её под благовидным предлогом какой-нибудь дипломатической болезни.

После 24 июля говорить с нынешними лидерами Кишинёва на политические темы не о чем.

© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Приднестровье, Авторская колонка, В мире, Политика, Россия, Конфликт Республики Молдова и Приднестровья,