AMP18+

Приднестровье

/

Первым делом, первым делом – вертолёты… Авторская колонка Андрея Сафонова

Российский телеканал «Звезда» сообщил, что в ПМР могут прибыть боевые вертолёты, на которых миротворцы РФ начнут патрулировать зону безопасности молдо-приднестровского конфликта. Это немедленно вызвало протесты официального Кишинёва. Но насколько эти протесты следует брать во внимание? Об этом рассуждает приднестровский политолог Андрей Сафонов в авторской колонке «Нового Региона».

Перед Вильнюсским разрывом

В последние месяцы обстановка в Зоне безопасности молдо-приднестровского конфликта существенно обострилась. Правда, предпринимаются меры, направленные на то, чтобы сбавить накал противоречий. В частности, после нескольких месяцев перерыва заработала Объединённая контрольная комиссия, призванная отслеживать обстановку в местах былых сражений 1992 года, но этого явно недостаточно. В современном мире ценится только сила – в различных её формах. Беззастенчивые нападения на самые различные страны после крушения многополярного мира за последние 20 лет – лучшее тому доказательство.

Что касается молдо-приднестровских отношений, то они характеризуются, прежде всего, невозможностью политического урегулирования в данный момент многолетнего конфликта на Днестре. Почему?

Во-первых, ПМР выступает за признание своей независимости, а Молдова стоит на унитарных позициях.

Во-вторых, Кишинёв твёрдо держит курс на интеграцию с Европой с опорой на такого «адвоката Молдовы в ЕС», как Румыния. А Тирасполь не желает отрыва от России и Украины, от всего бывшего СССР. Взаимоприемлемого компромисса нет.

Всё это, увы, подводит к окончательному разрыву между РМ и ПМР на международной арене и к уходу этих республик в различные геополитические, экономические, культурные, а также ментальные пространства. Предстоящий саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, на котором РМ планирует подписать или парафировать ряд соглашений с ЕС, явится важной вехой в этом деле.

Что нам готовят…

Но Кишинёв, а также стоящие за его спиной Румыния и правые силы Запада на такое размежевание не согласны. Они требуют, чтобы Приднестровье безоговорочно отказалось от своей позиции и, объявив себя частью унитарной Молдовы, начало, говоря словами главы внешнеполитического ведомства РМ Натальи Герман, пользоваться «благами европейской интеграции».

Одновременно официальный Кишинёв требует разоружения приднестровских силовых структур, вывода Оперативной группы российских войск в Приднестровье (ОГРВ), замены военнослужащих миротворческих сил РФ и украинских военных наблюдателей либо на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ, либо на некие «международные полицейские силы».

Реализация этих требований оставляет ПМР без всякой защиты и создаёт предпосылки для военного вторжения в ПМР, разгрома республики и её ликвидации. В таких условиях физическая защита Приднестровья приобретает особенное значение.

Глядя в небо

Для обеспечения физической безопасности ПМР архиважное значение приобретает авиация. Боевые самолёты есть у Молдовы (остатки авиаполка в Маркулештах) и Румынии, а также у стран НАТО, которые могут вмешаться в возможный вооружённый конфликт на Днестре. Но ПМР – узенькая полоска земли вдоль Днестра. Разгонишься из Молдовы – и ты уже над Украиной.

А вот вертолёты – дело иное. С их помощью можно атаковать позиции приднестровских и русских войск в случае нового конфликта, а также высаживать десанты в тылу сопротивляющихся защитников Приднестровья. Для эффективного отражения возможного наступления потенциального противника России и ПМР нужны свои боевые вертолёты, которые могли бы нанести удар по врагу ещё до его выхода на исходные позиции. В современных войнах удары с воздуха часто имеют решающее значение.

Как известно, недавно – не без намёка Москве, Тирасполю, да и Киеву – вблизи от границы Молдовы и Приднестровья были проведены совместные молдо-румынские военные учения. Это – элемент давления на ПМР незадолго до Вильнюса, намёк на то, что Приднестровью лучше было бы включиться в процесс европейской интеграции.

Сегодня, согласно открытым источникам, у Румынии 5 многоцелевых боевых вертолётов МИ-8; 6 многоцелевых IAR-316В; 23 противотанковых IAR-330. Транспортных IAR-330L – 35 единиц. У Молдовы – 8 транспортников и 2 многоцелевых МИ-2. Нет гарантии, что к новому конфликту на Днестре не подключатся силы НАТО, членом которого является Румыния. Кроме того, у Бухареста есть двусторонние военные соглашения с США – о развёртывании элементов ПРО Америки и о размещении военных баз США.

У приднестровцев имеется 15 летательных аппаратов. Сколько из них вертолётов – неясно. Но несколько Ми-8 и МИ-2 имеется. А у русских – ничего. Раньше, в 90-е годы, вертолёты были, а потом их сдуру вывели. В результате соотношение сил явно не в пользу России и ПМР. Это положение целесообразно изменить.

Аргументы противников не заслуживают внимания

В российских СМИ верно было указано, что для патрулирования зоны конфликта требуется укомплектовать экипажи вертолётов ВВС РФ лётчиками с опытом войн на Кавказе. Это логично: приднестровский конфликт, равно как и битвы в Чечне, в Южной Осетии и Абхазии, являлись войнами, проходившими на сравнительно малых пространствах. В случае чего, кавказский опыт пригодится и на Днестре. Конечно, мы надеемся, что этого не произойдёт. Но, как говорится, хочешь мира, готовься к войне.

Против прибытия российских вертолётов в ПМР выступили кишинёвские чиновники, в том числе – министр обороны РМ Виталий Маринуца. Но насколько Москве следует учитывать его возражения? Маринуца – один из наиболее прорумынских, прозападных и, в частности, пронатовских чиновников Молдовы. Он – открытый противник России и Приднестровья, сторонник окончательного ухода Молдовы из пространства России и Украины. Получается, что противоречия между внешнеполитическими векторами ПМР и РМ являются непримиримыми.

Значит, России следует укреплять территорию своих жизненных интересов, не обращая внимания на протесты враждебных Москве сил. Ведь, требуя вывода из ПМР ОГРВ, миротворцев России и военных наблюдателей Украины, официальный Кишинёв желает «расчистить» Приднестровье для размещения в нём войск самой Молдовы, а также Румынии и, вполне вероятно, НАТО.

На войне как на войне

Итак, мы видим, что речь идёт о ликвидации сфер влияния России и Украины. На их место должен, по замыслу Кишинёва и его союзников, прийти Запад. Но при этом огромную роль будет играть Румыния, изображающая из себя «доверенное лицо» Запада.

Румыния использует Запад для реализации своих экспансионистских планов с целью воссоздания «Великой Румынии». Вот пример. Недавно СМИ сообщили, что НАТО предлагает Украине уничтожить свои бронетанковые войска. Но кто от этого выиграет? Разумеется, НАТО не собирается подыгрывать России в её отношениях с Киевом. Да и противостояние России и Украины по спорным вопросам проходит в иных формах, исключающих территориальные претензии. Зато Румыния уже отрезала часть украинского Черноморского шельфа с огромными запасами газа; она претендует на Южную Бессарабию и Северную Буковину. Пытаясь наложить руку на Молдову и Приднестровье, Бухарест пытается разглядеть Молдаванку и Пересыпь в Одессе…

Предложение Запада Украине насчёт её бронетанковых войск ослабляет Киев перед лицом румынской экспансии.

Происходящее является войной за передел сфер влияния и за территориальные приобретения. Войны могут вестись в разных формах – от «холодной» до «горячей».

А когда идёт война, пустую дипломатию, помогающую твоим противникам, можно отбросить. После визита Натальи Герман в Россию сомнений нет: Кишинёв играет на стороне противников Москвы. Из этого требуется сделать соответствующие выводы.

Вертолёты – это лишь часть дела!

Получается, что вертолёты ВВС России крайне необходимо размещать в ПМР, не беря во внимание точку зрения противников Москвы и Тирасполя.

Кажется разумным также усилить боевыми частями ОГРВ и увеличить количество российских миротворцев. А уж руководству ПМР следует прекратить сокращение войск ПМР и начать укреплять силовые структуры республики. Надо быть готовым к боям в городах; требуется сделать всё, чтобы приднестровские офицеры обучались в военно-учебных заведениях России и Украины.

Если увеличится число украинских военных наблюдателей в ПМР, это тоже будет хорошо. Нужно кардинально усилить ПВО России и Приднестровья, а также средства борьбы с бронетехникой.

Только усиление военного потенциала России и ПМР создаст предпосылки для установления прочного мира на Днестре.

Главное – безопасность ПМР

Военное равновесие в зоне конфликта открывает путь к подписанию документа под условным названием Пакт Мира и Стабильности на Днестре. Фактически это стало бы Договором о неприменении силы между ПМР и РМ, гарантами которого могли бы выступить нынешние страны-гаранты мира – Россия и Украина. Быть может, к ним могла бы присоединиться ОБСЕ, успешно работающая в наших краях уже 20 лет.

А дальше стороны могли бы на основе взаимоуважения обсудить своё будущее. Если оно ими видится столь разным, значит, это следует положить во главу угла переговорных позиций. Можно лишь повторить: с ноября, после подписания или парафирования Вильнюсских соглашений, вести политический диалог будет просто незачем. ПМР не собирается «пользоваться благами европейской интеграции».

Какова в такой ситуации роль российских войск на Днестре?

Во-первых, обеспечение физической безопасности союзной Москве ПМР.

Во-вторых, охрана экономических объектов, которыми владеет русский, украинский и приднестровский бизнес. Войска России – это гарантия, что собственность в Приднестровье в случае силового захвата республики не будет перераспределена в пользу предпринимателей Молдовы, Румынии и Запада.

В-третьих, они хотя бы частично охраняют рубежи постсоветского пространства и сохраняют условия для будущего сближения народов Тысячелетней Державы.

Вот почему вертолёты российских ВВС должны появиться в Приднестровье. Это – наша безопасность. Остальное не имеет значения.

Тирасполь, Андрей Сафонов

© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Приднестровье, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Конфликт Республики Молдова и Приднестровья,