Чего ждать от визита в Приднестровье премьера Молдовы? Авторская колонка Андрея Сафонова
Тирасполь, Сентябрь 20 (Новый Регион, Андрей Сафонов) – 23 сентября в Тирасполе должна пройти встреча президента ПМР Евгения Шевчука и премьер-министра РМ Юрия Лянкэ. Чего можно ожидать от данного мероприятия, и насколько оно вообще необходимо? Об этом рассуждает в авторской колонке «Нового Региона» приднестровский политолог Андрей Сафонов.
Однажды в Тирасполе
Некоторое время информации о возможной встрече руководителей Приднестровья и Молдовы не появлялось вовсе. Казалось, что эта идея сходит на нет. Для этого имелись основания, потому что инициатор встречи Евгения Шевчука и Юрия Лянкэ – Украина – оказалась отодвинута от подготовки их переговоров. Не было ничего слышно ни о дате, ни о месте встречи.
Интрига также заключалась в следующем: встретятся ли президент ПМР и премьер РМ до очередного раунда переговоров в формате «5+2» в Брюсселе, намеченного на 3 октября? В этом особенно была заинтересована молдавская сторона, потому что ей необходимо начать разговор о статусе Приднестровья в составе унитарной Молдовы, идущей в сторону ЕС. Тирасполю такой разговор ни к чему, потому что Кишинёв получает возможность до саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе дважды давить на приднестровскую сторону. Первый раз – на встрече в Брюсселе. Второй – в ходе личного общения Е.Шевчука и Ю.Лянкэ.
По большому счёту, лучше было бы вообще не вести переговоры с Кишинёвом, пока не прояснится: подпишут ли, парафируют ли в Вильнюсе договора о зоне торговли и об ассоциации между РМ и ЕС. После Вильнюса станет ясно, какие козыри у Молдовы на руках, и есть ли они вообще.
Но руководство ПМР согласилось на двустороннюю встречу с Юрием Лянкэ. Премьер-министр РМ готовится приехать в Тирасполь.
Зачем продлевать уступку?
У приднестровской стороны, если судить по официальным СМИ ПМР, свои резоны. Это – продление действия железнодорожного соглашения между Молдовой и Приднестровьем, заключённого в 2012 году. Документ этот, который надо рассматривать вкупе с соглашением между таможенниками двух республик, не самый удачный. Он дал возможность таможне Молдовы разместиться в городах ПМР – Бендерах и Рыбнице, о чём знают все.
К сентябрю 2013 года Молдова не пошла на уступки Приднестровью ни по одному вопросу. Какой тогда смысл в продлении этого соглашения? Прямой вывоз приднестровской продукции, снабжённой молдавскими таможенными сертификатами, на Украину? Но тут есть вопросы. Например, генеральный директор расположенного в Рыбнице Молдавского металлургического завода (ММЗ) Андрей Юдин в одном из последних телевыступлений сказал, что предприятие, работающее в тяжёлых условиях и на небольшой части своих мощностей, заинтересовано в рынках Приднестровья, Молдовы и Румынии. Это – крохотная часть от прежних гигантских масштабов экспорта продукции ММЗ.
Но ни один из трёх перечисленных рынков не требует вывоза экспорта на Украину. Рыбницкий цементный комбинат тоже намеревался побороться за румынский рынок. И этому предприятию не требуется везти готовую продукцию на восток. А везти её через Молдову в Румынию можно и без таможенных постов РМ в Рыбнице или Бендерах. Получается, если что-то и вывозится на восток, то не много. И что в сухом остатке?
А в нём только односторонняя уступка Приднестровья, которую собираются ещё и продлевать.
Плюсы не видны
Проблема, однако, в том, что Кишинёв видит встречу лидеров в столице ПМР не так, как видят её представители Приднестровья. Молдова ставит своей целью вынудить приднестровцев официально начать разговор о статусе. А где статус – там и Оперативная группа российских войск (ОГРВ), и миротворцы, и пересмотр приватизации, проведённой по законам ПМР.
Руководство Молдовы работает в тесном контакте со своими западными союзниками. Так, в эти дни РМ и ПМР посетил председатель Парламентской ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) Жан-Клод Миньон. Одна из целей его переговоров в Тирасполе – это подключить к диалогу с Кишинёвом депутатов Верховного Совета ПМР. Разумеется, как подчёркивает сам господин Миньон, базовой основой молдо-приднестровского диалога является идея европейской интеграции Молдовы вместе с Приднестровьем.
Вот и получается, что встреча президента ПМР и премьера РМ для Тирасполя плюсов не несёт. Если уж так необходимо продлить уступку с железной дорогой, это можно было бы попытаться переложить на плечи директоров железнодорожных служб обеих сторон. Вместо этого приднестровская дипломатия могла бы бросить все силы на подготовку к Брюссельскому раунду переговоров в формате «5+2». Хотя, как уже говорилось, и в целесообразности Брюссельской встречи (до Вильнюса) имеются некоторые сомнения.
Просто выигрывать время
Итак, с 23 сентября официальный Кишинёв усилит свой дипломатический натиск на Приднестровье. Два месяца до саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе Молдова и Евросоюз используют для вовлечения ПМР в евроинтеграционный процесс под эгидой Кишинёва.
Соглашаться на это означает для ПМР демонтаж собственной государственности. Полемика с Кишинёвом в ходе всевозможных переговоров всё равно не заставит Молдову изменить свою точку зрения. Рациональнее всего выигрывать время и избегать таких саммитов.
Приднестровью в эти месяцы надо просто укреплять свою государственность и готовиться к тому моменту, когда расхождения внешнеполитических путей двух республик станут необратимыми. То есть – ждать Вильнюса.
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».