Оперетта под названием «путч», или как в Молдове пережили ГКЧП
19 августа 1991 года высокопоставленным чиновникам в Молдове запомнилось гнетущей неопределенностью и страхом, что за «суверенитет» придется рассчитываться по полной программе. Пока они держали, подобно умелым актерам, паузу, на политическом мелководье Молдовы нашлись храбрецы, кто выступил с категорическим осуждением действий путчистов, но, даже увидев дрожащие руки Янаева, перепуганные не на шутку молдавские власти на всякий случай создали «правительство в изгнании». В то же время, узнав о поддержке ГКЧП Приднестровьем, президент Молдовы Мирча Снегур отдал приказ арестовать президента ПМР Игоря Смирнова. О событиях 19 августа на другом берегу по просьбе «Нового Региона» вспоминает известный журналист, глава представительства ИТАР-ТАСС в Молдове Валерий Демидецкий:
«Утром 19 августа 1991 года я с семьей уезжал в отпуск. Зачитанное утром по телевидению заявление ГКЧП изменило планы: вместо моря пришлось отправиться на работу. По дороге в корпункт, к удивлению, не увидел на улицах ни военных патрулей, ни танков, ни других видимых признаков пришедшей к власти «хунты». Попытки выяснить отношение к происходящему у прохожих не имели успеха. «Давно пора!», – огрызались пожилые. «А черт их знает», – осторожничали те, кто помоложе.
Еще более неопределенной выглядела позиция высокопоставленных молдавских чиновников, которые в то утро наотрез отказались общаться с прессой. Как мне рассказали потом, многие из них названивали коллегам в Москве, чтобы не попасть впросак. Другие на всякий случай послали водителей в райкомы, чтобы восстановить в своих партбилетах штампы просроченных за годы «суверенитета» партийных взносов.
Их страх можно понять – «хунта» вела себя крайне странно не только в Москве, но и Кишиневе. Ее представитель – командующий советских войск в Молдавии с утра посетил премьера республики Валерия Муравского. Генерал ушел. Премьера не арестовали. По высоким кабинетам расползлась гнетущая неопределенность
Осудить ГКЧП в Молдавии в то утро позволили себе всего две-три мелкие непарламентские партии. Лидер одной из них, социал-демократ Оазу Нантой, наладил связь с Белым Домом в Москве и распространил в Кишиневе обращение Ельцина с осуждением путча.
Примеру Нантоя молдавское руководство последовало только к вечеру, после того как по центральному телевидению показали пресс-конференцию «путчистов». Увидев дрожащие руки «диктатора» Янаева, власти развили бурную деятельность – призвали народ «выйти на митинг в защиту суверенитета и демократии» и создали «правительство в изгнании» во главе вице-спикером Ионом Хадыркой. В случае «репрессий» со стороны ГКЧП он должен был управлять Молдавией из соседней Румынии.
Не обошлось без издержек – той же ночью кишиневцев разбудил колокольный звон церквей. Позже выяснилось, что ложную тревогу подняли активисты Народного фронта, которые приняли за «атаку хунты» возвращавшийся с полевых сборов грузовик с солдатами кишиневского гарнизона.
После ареста членов ГКЧП, в Кишиневе, по примеру Москвы, начали «охоту на ведьм». Была запрещена деятельность компартии и арестовано ее имущество. Досталось и неугодным журналистам – молдавский парламент распорядился приостановить деятельность корпунктов московских СМИ, в том числе и бюро ТАСС. Наши доводы, что, руководствуясь объективностью, мы передавали в редакции сообщения как о противниках, так и сторонниках «путча», не были приняты в расчет: кабинеты опечатала полиция. Мы продолжали работать, передавая информацию в редакции по домашним телефонам. Через месяц запрет был снят, перед некоторыми журналистами даже извинились.
Досталось и местной прессе: был закрыт ряд республиканских и городских газет, публиковавших документы ГКЧП. Под каток «репрессий» чуть было не попал смельчак Нантой. Выяснилось, что, пока он конспиративно распространял обращение Ельцина, руководимое им республиканское агентство «Молдпрес» по ошибке распространило заявление ГКЧП. Нантою с трудом удалось «отмазаться» от обвинений чиновников, которые утром 19 августа предусмотрительно молчали.
Другим «пособникам путчистов» повезло меньше. В августе президент Молдавии Мирча Снегур направил президенту СССР телеграмму, в которой обвинил лидеров Приднестровья и Гагаузии в сотрудничестве с ГКЧП. И, не дожидаясь ответа Горбачева, распорядился их арестовать. Об этом вспоминает в своей книге «Гагаузская автономия – люди и факты» депутат молдавского парламента Федор Ангели.
«По словам главы МВД Молдавии Иона Косташа, Смирнова захватила в Киеве группа молдавского спецназа, когда тот садился в машину, присланную ему ЦК Компартии Украины. Чтобы воспрепятствовать его вывозу в Молдавию, украинские власти «закрыли» Киев, задействовали милицию Одесской и Винницкой областей. Однако наша группа располагала машинами с украинскими номерами, и нам удалось выехать с Украины, рассказал министр».
«Позже один из депутатов, бывший следователь прокуратуры, принимавший участие в этой операции, любил рассказать за рюмкой коньяка, каким унижениям по пути в Кишинев они подвергали Смирнова. Думаю, вряд ли когда-нибудь лидер Тирасполя забудет подобные издевательства», – пишет Ангели.
Смирнова отпустили после того, как приднестровские женщины заблокировали железную дорогу в Бендерах. К тому времени Молдавия уже провозгласила свою независимость. Это произошло на митинге в Кишиневе, который в те времена гордо называли «Великим национальным собранием». Приняв это решение, участники мероприятия пустились в зажигательный перепляс. Люди тогда искренне верили обещаниям властей обеспечить в новой Молдавии «свободу, демократию и благополучие». Взамен получили войну в Приднестровье, обвал экономики, разгул преступности и повальную безработицу, выгнавшую из страны в поисках лучшей доли почти треть населения. За истекшие пятнадцать лет уже не одно поколение политиков обещает им исправить это положение. Но танцевать от этих обещаний уже никому не хочется…
За это время в Молдавии выросло новое поколение, для которого эти три дня в августе – обычная история из учебника. Но я почему-то уверен, что объективная оценка этих событий еще впереди. Ведь «послепутчевое» движение бывших советских республик еще продолжается. И пока неясно, куда оно их выведет».
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».