Замороженных конфликтов не существует, считает российский политолог
Термин «замороженные конфликты», используемый западными экспертами, некорректен и не соответствует действительности. Такое мнение высказала сегодня в Тирасполе известный российский политолог, доктор исторических наук Тамара Гузенкова.
По её словам, «конфликт не может быть замороженным хотя бы по той причине, что на территории проблемного региона в любом случае продолжаются политические и особенно социальные процессы. Они протекают динамично и непременно влияют на качество и уровень диалога в рамках урегулирования конфликта».
В связи с этим, утверждает Тамара Гузенкова, ситуация вокруг непризнанных республик на постсоветском пространстве «претерпела значительные изменения по многим позициям».
Во-первых, говорит она, процесс переговоров, в частности, по приднестровскому урегулированию, зашёл в тупик. «Весь набор идей и возможных решений себя исчерпал, многочисленные планы и проекты по разным причинам отвергнуты той или другой стороной», – утверждает политолог.
Во-вторых, «международное сообщество уже не столь однозначно в оценке молдо-приднестровских отношений», – отмечает она. «Если раньше в мире Приднестровье называли «сепаратистским регионом» и «источником нестабильности», то теперь далеко не все полагают так, поскольку, прежде всего Кишинёв не сумел подтвердить правдивость порождённых им мифологем», – добавляет Тамара Гузенкова. На этом фоне «Приднестровье отказалось от идеи построения федерации с Молдавией и тем более от идеи автономии и теперь стремится к независимости».
В-третьих, как особо подчёркивает российский политолог, есть «заметное изменение в позиции официальной Москвы». Если ранее РФ чётко придерживалась принципа территориальной целостности Молдавии, то теперь ощущается некоторое изменение этого подхода, выраженное в необходимости учёта мнения волеизъявления граждан как формы права на самоопределение.
«Главным носителем этой идеи в Российской Федерации является Государственная Дума, инициировавшая признание итогов референдума в Приднестровье 17 сентября», – уточнила Тамара Гузенкова, отметив вместе с тем, что «пока Москва не отошла полностью от принципа соблюдения территориальной целостности».
В-четвёртых, говорит политолог, появились прецеденты Косово и Черногории. Однако здесь, по её словам, «расставлено много ловушек, поскольку так называемое мировое сообщество утверждает об уникальности этих двух конфликтных регионов и о невозможности их использования в качестве прецедентов».
«Этим международные структуры выдают желаемое за действительное, так как, например, у того же Приднестровья существует масса схожих аргументов в пользу своей независимости».
Кроме того, отмечает Тамара Гузенкова, необходимо учитывать прошедший в Сербии конституционный референдум, закрепивший не отчуждаемость территории Косово. «Если вопреки воле Белграда, то есть «метрополии», Запад пойдёт на одностороннее признание Косово, это станет ещё более весомым аргументом в пользу обретения Приднестровьем независимости», – заключила российский политолог.
Тирасполь, Эрнест Варданян
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».