Михаил Горбачев: Новой холодной войны еще можно избежать
Воинствующая самонадеянность США привела к глобальному кризису. Однако все еще есть время, чтобы изменить курс и построить демократический мировой порядок.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом говорится в статье, которую опубликовал первый и последний президент СССР Михаил Горбачев на страницах британской газеты The Guardian.
В последние несколько месяцев произошел перелом в международных отношениях. Действительно, последний год можно смело считать концом целой эпохи – периода после холодной войны, характеризующегося односторонностью и упущенными возможностями.
Когда холодная война закончилась, открылись пути к прогрессу, к продвижению к лучшему миру. Ведущие державы, в особенности Соединенные Штаты, Китай и Советский Союз, конструктивно сотрудничали в Совете Безопасности ООН.
Международные конфликты, включая конфликты в Анголе, Сальвадоре, Никарагуа и Камбодже, близились к разрешению. Были заключены соглашения о контроле за обычными и ядерными вооружениями.
В десятках стран Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы происходили демократические изменения.
Парижская хартия для новой Европы, подписанная в 1990 году, знаменовала начало процесса, который должен был привести к новому демократическому мировому порядку. Однако движение в этом направлении скоро застопорилось.
За распадом СССР последовали изменения в политических элитах США и других стран. Парижская хартия была забыта. Вместо того чтобы двигаться к новой структуре безопасности, было решено полагаться на инструменты, унаследованные от холодной войны.
У Соединенных Штатов и Запада в целом стал наблюдаться «комплекс победителя».
Европу сотрясали трагедии на Балканах. Волны нестабильности прокатывались по бывшей Югославии, Ближнему Востоку и Африке, по мере того как набирала силу борьба за сферы влияния, ресурсы и рынки.
Обещание НАТО реформироваться, став преимущественно политической организацией, не было выполнено. Вместо этого НАТО расширялось за счет новых членов и увеличивало зону операций.
Теперь полным ходом надвигается новая гонка вооружений. Проблема ядерного оружия и его нераспространения приобрела новую остроту, и первые члены ядерного клуба несут за это немалую ответственность.
Существует реальная опасность нового разделения мира; широко обсуждается вероятность возникновения новой холодной войны. Оставив без внимания мнение Совета Безопасности, мнение других стран, включая своих союзников и партнеров, США вторглись в Ирак, что повлекло за собой катастрофические последствия.
Самонадеянность воинствующей державы привела к тяжелому кризису – и к уменьшению роли и влияния Соединенных Штатов.
Другим последствием односторонней политики США и их претензий на мировое господство стало то, что большая часть международных институтов не может эффективно реагировать на глобальные проблемы нового века – экологический кризис и проблему бедности.
Беспрецедентный масштаб международного терроризма и распространение этнических и религиозных конфликтов представляют собой тревожные знаки грядущих бед.
Американцы тоже ощутили последствия ошибочной международной политики своей администрации. В ноябре избирателя довели свой вердикт до всеобщего сведения, обеспечив поражение республиканцев в промежуточных выборах.
Однако вызов брошен всему политическому истеблишменту США, и республиканцам, и демократам. Существует потребность в коррекции политики этой сверхдержавы. Способна ли администрация Джорджа Буша на исправление ошибок?
Как в США, так и в других частях мира преобладает мнение, что не способна. Администрация дает достаточно поводов для такой точки зрения, демонстрируя приверженность старому курсу.
Может возникнуть впечатление, что единственное, чего хочет администрация Буша, – убедить мировое сообщество, что она все еще крепко держится в седле.
Недавние заявления президента и планы, обсуждаемые в его администрации, скроены по старому образцу.
Республиканское руководство явно хочет оставить следующему президенту наследие, которое привяжет его к республиканской политике и сделает изменение курса невозможным. Если так, то это не просто тактический промах, это верный способ спровоцировать еще большую катастрофу.
И тем не менее, я думаю, что перемены возможны. Администрация и конгресс США все еще могут добиться этого. Им стоило бы начать с Ближнего Востока.
Америка должна не только выбраться из иракского болота, но и вернуться к конструктивной политике в регионе в целом. Жизненно важно, чтобы ближневосточный мирный процесс возобновился, наряду с серьезным диалогом с соседями Ирака.
Если руководство Америки обладает достаточной прозорливостью и смелостью, чтобы увидеть мир таким, каков он есть, оно отдаст предпочтение диалогу и сотрудничеству, а не силе.
Сейчас нам необходимо не военное присутствие и интервенция, а сдержанность и готовность решать проблемы политическими путями.
В конце концов, мир сильно изменился даже по сравнению с началом 1990-х. Он стал еще более взаимозависимым и пронизанным общими связями. Новые гиганты – Китай, Индия и Бразилия – вышли на мировую арену, и их мнением больше нельзя пренебрегать.
Европа объединяется, и ее экономическое и политическое влияние неизбежно будет расти.
Хотя исламский мир с очевидными трудностями приспосабливается к новой реальности, процесс его вхождения в современность продолжится, и эта великая цивилизация будет настаивать, чтобы к ней относились с уважением.
Наконец, демократический переход России (как и других бывших советских республик), при всех его существенных проблемах, выводит нового сильного игрока на мировую арену.
В 1990-е годы, трудное время для моей страны, я говорил, что неудачи России останутся позади, что она встанет на ноги и двинется вперед. Именно это сейчас и происходит.
Возрождение России, ее твердость в защите собственных интересов, ее способность играть надлежащую роль в мире не всем по нутру. Удивительным образом, когда Россия завязла в трясине кризиса, Запад ей аплодировал. Сегодня же Запад обвиняет ее в отступлении от демократии и в имперских амбициях.
Однако никаких реальных причин опасаться России нет. У моей страны много проблем. Освоение новых путей и строительство демократических институтов – нелегкая задача. Однако Россия никогда не вернется в прошлое. Самая тяжелая часть пути уже пройдена.
Я всегда говорил, что в наш век и в наше время мы не можем себе позволить роскоши быть пессимистами. Существует множество причин для беспокойства и даже паники. Однако история не предопределена.
Новый раздел мира, новая конфронтация не являются чем-то неизбежным. Демократический миропорядок – это не просто фигура речи. Он может быть создан.
Москва – Лондон, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».