СМИ: мюнхенская речь Путина – поворотная точка во внешней политике РФ
В минувшую субботу президент России Владимир Путин выступил на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности. Глава России в своем заявлении резко раскритиковал проводимую мировую политику, действия США и НАТО. И напрямую спросил, против кого направлена система противоракетной обороны, развертываемая в Восточной Европе.
Российские СМИ, комментируя выступление президента РФ, отмечают, что его речь стала программной для внешней политики России. Выступление Путина может войти в историю как поворотная точка в международной политике. Это явная заявка на более активную роль России на внешнеполитической арене, пишет «Газета.Ru» со ссылкой на экспертов. Но для стран Запада выступление российского президента стало явным разочарованием, вызвавшим жесткую ответную реакцию.
Первой слово получила канцлер Германии Ангела Меркель. Основной темой ее доклада была мысль, что в одиночку справиться с кризисами невозможно, и что общая безопасность немыслима вне пределов Атлантического партнерства. Затем слово взял Владимир Путин.
Присутствовавшие в зале европейские представители слушали речь российского президента с мрачными, каменными лицами. Особенно часто камера выхватывала из зала лицо Ангелы Меркель, которая все сильнее хмурилась с каждым словом Владимира Путина. А вот американские сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман, известные как ярые критики российской политики, наоборот, воспринимали заявления российского президента с ироничной улыбкой, как бы демонстрируя тем самым, что чего-то подобного они уже давно ожидали, пишут в понедельник «Новые Известия».
Выступая перед участниками конференции, российский президент был подчеркнуто спокоен и хладнокровен, пишет издание «Газета». Те, кому предназначалась его речь (в первую очередь министр обороны США Роберт Гейтс и бундесканцлер Ангела Меркель), тоже держались невозмутимо, но все прекрасно понимали, что стоит за словами российского президента: Россия переходит от пассивного сопротивления однополярному миру к активному – через наращивание военного потенциала и строительство военно-политических блоков, добавляет издание.
Большинство западных наблюдателей расценили выступление Путина в Мюнхене как самое жесткое со времен холодной войны. Министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг даже заявил: «Мы должны поблагодарить президента Путина, который не только хорошо позаботился о публичности этой конференции, но и ясно и убедительно показал, почему НАТО должно расширяться».
Сенаторы США Джон Маккейн и Джозеф Либерман усмотрели в резком тоне российского президента начало нового разлома, возвращение не только к риторике, но даже и практике «холодной войны». Другие, например, глава Пентагона Роберт Гейтс, назвали речь Владимира Путина просто «честной и интересной», пишут «Новые Известия». Третьи (премьер-министр западногерманской земли Рейнланд-Пфальц Курт Бек) и вовсе подчеркивали, что при таком откровенном общении уже невозможен возврат к «холодной войне». А вот генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер, видимо, очень обиделся на низкую оценку роли альянса, который «уже десять лет развивает плодотворное сотрудничество с Россией». В итоге, в выступлении генсека НАТО раза три прозвучало слово «разочарован».
Реакция стран Запада на речь Владимира Путина была достаточно негативной.
«Мы удивлены и разочарованы комментариями президента Путина. Его обвинения не соответствуют действительности», – сказал пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Гордон Джондроу. Другие американские политики и дипломаты призвали отнестись к речи российского президента как разновидности «грубоватой риторики» и не делать из нее далеко идущих выводов.
В то же время европейцы заявляли, что неожиданно жесткая речь Путина демонстрирует, что Западу следует сомкнуть ряды и готовиться к встрече с новой российской политикой, передает Рейтер.
«Нам нужно поддерживать диалог с Россией, но нам следует быть твердыми и реалистичными. Мы должны защищать наши ценности», – сказал Рейтер министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
Как указывает «Независимая газета», Россия и США признали, что более не воспринимают друг друга в качестве стратегических партнеров. Список претензий, предъявленных Соединенным Штатам президентом Владимиром Путиным, а также заявления, сделанные в последние дни американскими представителями, не вписываются в рамки партнерского диалога. Одновременно Москва и Вашингтон демонстрируют готовность предпринять шаги, способные вернуть две державы к противостоянию.
США более подробно ответят Москве позднее. При этом не стоит ожидать, что Вашингтон воспримет критику Путина и проявит гибкость, считает газета.
Издание также отмечает, что высказывания Путина осложнять работу российской дипломатии. Пока что ни один из партнеров Москвы не подписался под претензиями, озвученными российскими руководителями в Мюнхене. Другое дело, что в более дипломатичных по форме высказываниях, которые предпочли использовать, например, хозяева встречи – немцы, были выражены схожие озабоченности.
Газета «Ведомости» отмечает, что на новую гонку вооружений у России просто не хватит средств. При всей эйфории от высоких цен на энергоносители это прекрасно понимают в Кремле. Но также там понимают, что политика США как мирового гегемона на данный момент объективно провалилась, традиционные мировые лидеры в лице Америки и европейских стран не знают, что делать в ситуации развивающихся региональных конфликтов, и этим грех не воспользоваться. Польза прежде всего экономическая: Россия в последнее время заключила выгодные сделки с Алжиром, Индией, пытается поддерживать Иран для обеспечения там своих энергетических интересов (атомные станции, нефть, газ), поставляет оружие на Ближний Восток. Этому же посвящен нынешний визит Путина в Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар – страны, которые американцы традиционно считают частью сферы своих интересов.
Можно только позавидовать таким странам, как Китай, Индия или, скажем, Казахстан, которые за последние 15 лет добились наибольшего рывка в том числе благодаря своей неконфликтной внешней политике. Россия тоже растет, но ее внешняя политика опережает экономические успехи. Благоприятная сырьевая конъюнктура никак не сказывается на структурных реформах. Из-за комплекса неполноценности, возникшего после распада СССР, мы стремимся заявить о возрождении раньше, чем оно действительно произошло. Да, Владимиру Путину хочется зафиксировать историческую заслугу – возвращение к уровню СССР по роли в мире. Цель благородная, но промежуточная, указывают «Ведомости».
Весь вчерашний день участники Мюнхенской конференции обсуждали речь российского президента. Но, несмотря на мощный резонанс в мире, после отъезда в субботу вечером Владимира Путина конференция прошла довольно спокойно. По словам главы комитета СФ по безопасности Виктора Озерова, в воскресенье «такого антироссийского настроя, как в субботу, уже не было». Сенатор Джон Маккейн только сказал, что Россия должна воспринять ценности западной демократии такими, какие они есть. Российские участники спросили Роберта Гейтса, что он имел в виду, выступая в конгрессе. Тот ответил, что его слова (США должны наращивать военную мощь, потому что «неизвестно, чего ожидать от таких стран, как Россия») были неправильно истолкованы: он имел в виду определенные проблемы, связанные с торговлей оружием и энергетической безопасностью, но «не может быть и речи о подготовке к войне». Нет предпосылок и для холодной войны, сказал министр обороны США, пишет издание «Газета».
Выступление Владимира Путина. Избранные места
– Всеобъемлющий, неделимый характер безопасности выражен в базовом принципе: безопасность каждого – это безопасность всех. Как сказал еще в первые дни разгоравшейся Второй мировой войны Франклин Рузвельт, «где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается в опасности и под угрозой».
– Что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он... означает только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри...
И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. Россию – нас – постоянно учат демократии. Но те, кто нас учат, сами почему-то учиться не очень хотят.
– Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна... Модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации.
– Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства (прежде всего, конечно, Соединенных Штатов) перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну кому это понравится?
– Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения.
– Убежден, единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН... И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом.
– Звездные войны – уже не фантастика, а реальность. Еще в середине 80-х годов наши американские партнеры на практике провели перехват собственного спутника.
Милитаризация космоса, по мнению России, может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия – не меньшие, чем начало ядерной эры...
Нами подготовлен проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Давайте работать над этим вместе.
– Не могут не тревожить планы по развертыванию элементов системы ПРО в Европе. Кому нужен очередной виток неизбежной в этом случае гонки вооружений? Глубоко сомневаюсь, что самим европейцам.
– Ракетного оружия, реально угрожающего Европе, нет ни у одной из так называемых «проблемных» стран. И в обозримой перспективе... и не предвидится даже. Да и гипотетический пуск, например, северокорейской ракеты по территории США через Западную Европу – это явно противоречит законам баллистики. Как говорят у нас в России, это все равно что правой рукой дотягиваться до левого уха.
– Находясь здесь, в Германии, не могу не упомянуть и о кризисном состоянии Договора об обычных вооруженных силах в Европе...
Прошло семь лет, и только четыре государства ратифицировали этот документ, включая Российскую Федерацию.
Страны НАТО открыто заявили, что не ратифицируют договор... до тех пор, пока Россия не выведет свои базы из Грузии и Молдавии.
Из Грузии наши войска выводятся, причем даже в ускоренном порядке... В Молдавии остается группировка в полторы тысячи военнослужащих, которые выполняют миротворческие функции и охраняют склады с боеприпасами, оставшиеся со времен СССР.
Но что происходит в это же самое время? В Болгарии и Румынии появляются так называемые легкие американские передовые базы по пять тысяч штыков в каждой. Получается, что НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя договор, никак не реагируем на эти действия.
– Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику.
Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня.
Ссылка по теме:
Полный текст выступления Путина в Мюнхене >>>
Мюнхен – Москва, Ольга Панфилова
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».