Итоги саммита Россия – ЕС: комментарии политиков и политологов
Польское мясо, эстонский национализм и российская демократия – вот вопросы, по которым ЕС и РФ так и не нашли понимания. Однако, признав неизбежность добрых отношений, переговорщики выразили удовлетворенность «качеством» сотрудничества.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», Россия и Евросоюз договорились «почти по всем вопросам, за исключением острых и требующих дополнительного изучения и дополнительной работы».
Это вопросы, «которые лежат в сфере экономического эгоизма одной или второй, третьей европейской страны», заявил президент РФ Владимир Путин, подводя итоги волжского саммита Россия-ЕС, в котором приняли участие канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, пишет Expert Online.
Совершенно очевидно, президент упрекнул в «экономическом эгоизме» прежде всего Польшу, наложившую на предыдущем саммите в Хельсинки в ноябре 2006 года вето на начало переговоров между ЕС и РФ о заключении нового договора о сотрудничестве из-за того, что Россия ввела эмбарго на закупки мяса и продукции растениеводства в Польше.
Варшава ждала от Москвы отмены запрета, но не дождалась. Наоборот, ситуация усугубилась перед саммитом: не видя перспектив позитивного «мясного» решения, эта страна потребовала от Евросоюза обеспечения ее энергетической безопасности. А аппарат правительства доработал закон о советских памятниках.
Впрочем, как заверил Ежи Хащиньски, редактор международного отдела польской газеты Rzeczpospolita, для Польши проблема номер один – отмена эмбарго: «Это не так важно в материальном плане, это символика. Просто после этого можно начать новые отношения с Россией».
Он уверен в том, что энергетическая безопасность – «это второй шаг, который можно сделать после отмены эмбарго и отзыва вето, что даст возможность приступить к обсуждению энергетических проблем».
Впрочем, сегодня проблема энергетической безопасности на саммите в Тольятти обсуждалась, однако, несколько в ином контексте. Президент России еще накануне сообщил коллегам о результатах переговоров в Казахстане и Туркмении.
Это «хорошая новость для Европы и Германии, поскольку в результате подписания этих документов Европа и Германия будут получать больше энергоносителей», уверены российские дипломаты. «По просьбе европейских партнеров мы продолжим работу по созданию механизма взаимного информирования и предупреждения в энергетической сфере», – сказал российский лидер.
Вместе с тем пока не решен вопрос по польскому мясу. Путин посетовал: «С нами польские наши коллеги, друзья, не разговаривают уже более года. Слава Богу, что есть немецкий канцлер, который представляет их интересы».
Каждый попытался представить мясную проблему по-своему: Путин заверил, что продукция неподобающего качества не будет допущена в Россию. К тому же, добавил он, здесь есть «интересы российских производителей».
«Евросоюз в огромных количествах субсидирует свое сельское хозяйство. Нашим производителям такое субсидирование даже не снилось. Но если еще, кроме всего, товар сбрасывается из восточно-европейских стран на наш рынок. Мы с этой проблемой пока не можем совладать и справиться», – признался президент России.
В то же время он заверил, что Москва приняла ряд предложений Ангелы Меркель и будет работать над ними.
Баррозу, в свою очередь, выразил несогласие с тем, что мясо и овощи нехороши: «Мы считаем, что нет никаких оснований для запрета на поставки польского мяса. Если бы такие трудности были, то мы бы сами запретили продавать это мясо».
Он дал понять, что полностью поддерживает стремление Польши дать на откуп ЕС решение проблемы мяса с РФ. «Вопрос польского мяса – это для нас трудность. Европейский союз основывается на принципе солидарности. Нас теперь 27 членов. Проблема Польши – это общеевропейская проблема», – сказал он.
А канцлер Меркель заверила, что «дело не в том, что Польша не занимается своим внутренним делом, это общеевропейский вопрос, которым и будет заниматься Европейский союз».
В Варшаве очень довольны. Как сообщил Ежи Хащиньски, сегодня в Польше комментируют саммит, испытывая гордость за то, что «ЕС теперь говорит то же, что и Польша, в один голос, канцлер Меркель тоже хочет говорить от имени Польши».
«Мы долго боролись за солидарность в ЕС по отношению с внешним миром», – подчеркнул редактор международного отдела газеты «Речпосполита».
Отмечу, наблюдатели заранее прогнозировали: в Тольятти не начнутся переговоры о новом соглашении ЕС-РФ. Этот документ был подписан и вступил в силу в 1997 году, и 1 декабря 2007 года истекает срок его действия.
«Мы не драматизируем ситуацию, понимая, что прежде чем приступить к переговорам, Евросоюз должен решить свои внутренние проблемы. Вновь повторю: Россия дорожит стратегическим характером нашего партнерства», – заявил Путин.
Дорожат им и уважаемые коллеги: особенно волнует Запад соблюдение прав человека в России. Это сразу же отметила как достижение саммита польская пресса. «Меркель сказала Путину: ей не нравится то, что он делает с оппозиционерами. Каспаров не мог сегодня прилететь на «Марш несогласных».
Очень важно, что Германия интересуется судьбой оппозиции и соблюдением прав человека в России. Первый раз это так громко звучит, и важно то, что это было сказано в России», – отметил Ежи Хащиньский.
Напомним, российская милиция задержала сегодня на стойке регистрации в аэропорту Шереметьево-1 лидеров оппозиции, в числе которых были Гарри Каспаров и лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов. У них изъяли паспорта. Пробыв несколько часов в аэропорту, они вернулись домой, так и не приняв участие в «Марше несогласных».
Почему так произошло? Лично Путину марши не мешают, заверил он. «В этом смысле Россия не является исключением, и я полагаю, что любые акции должны проводиться в рамках действующего законодательства и не мешать другим гражданам жить нормальной жизнью», – сказал президент.
Однако Меркель отметила, что полиция обязана наказывать тех, кто устраивает массовые беспорядки, «бьет стекла и поджигает автомобили». «Но если человек ничего еще не сделал, если он находится в пути к демонстрации, это совсем другое дело», – сказала немецкий канцлер.
Путин ответил: «Полиция, правоохранительные органы европейских стран также действуют в превентивном порядке, а не только реагируют на насилие со стороны демонстрантов».
На саммите как раз планировалось обсудить поведение Эстонии и ситуацию вокруг Бронзового солдата. Он напомнил о недавних акциях протеста и массовых беспорядках в Таллине, последовавших за демонтажем памятника. И обвинил эстонские власти в гибели россиянина.
«То, что демонстранта убили в Таллине, об этом почему-то никто не вспоминает, – сказал российский лидер. – Это не убийство по неосторожности. Это сознательное убийство. Человека оставили без помощи истекать кровью, и он умер».
Президент потребовал привлечения к ответственности виновных в гибели россиянина Дмитрия Ганина во время разгона демонстрации в Эстонии. Сегодня же Таллин отреагировал на обвинения: «Проведенные расследования показывают, что полиция никак не связана с этим убийством, ее нельзя обвинять ни в том, что она прямо виновата в этом случае, ни в бездеятельности».
Россия была недовольна реакцией ЕС на события в Эстонии. «Россия, в которой веками живет и развивается множество народов и культур, внесла огромный вклад в общеевропейские ценности демократии. И в этом контексте мы обсудили такую крайне важную проблему, как нарушение прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Наша позиция здесь известна: мы ее повторили на сегодняшней встрече. Мы считаем это недопустимым и недостойным Европы», – подчеркнул он.
Это был честный диалог, призналась канцлер Германии Ангела Меркель, подводя итоги. «Мы ведем дискуссию открыто, и это главное условие для успешного проведения дискуссии, – сказала она. – У нас есть возможность пойти по новым тропинкам и путям».
И вот уже первые шаги: ЕС выразил поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом заявил председатель Еврокомиссии Баррозу: «Мы отмечаем некоторый прогресс во многих областях, в частности, насчет наших общеэкономических, инвестиционных отношений, здесь развитие налицо. Это одна из тех причин, почему мы поддерживаем присоединение России к ВТО».
А Путин отметил: «Соседей не выбирают. И мы будем жить вместе, несмотря на все сложности». По его мнению, после расширения ЕС Москве стало сложнее: «Я не могу сказать, что стало хуже или лучше. Стало сложнее. Но мы удовлетворены качеством наших отношений с Евросоюзом».
Кроме того, прошедший в Самарской области саммит прокомментировали в интервью газете «Взгляд» ведущие российские политологи и политики.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий полагает, что «Россия нужна ЕС не меньше, чем ЕС России». А потому «попытки конкретных политиков в Брюсселе играть тематикой Эстонии или польского мяса, чтобы поставить Россию в невыигрышную позицию, обречены на провал».
«В то же время Россия не намерена принимать на себя давление Брюсселя в формате, когда нам ставится некий ультиматум: или вы будете вести себя со странами ЕС безоговорочно, или мы будем блокировать какие-то базовые соглашения», – сказал парламентарий.
Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов отметил: «Несмотря на возникшие проблемы, Россия и ЕС все равно останутся партнерами, ведь торговый оборот между странами огромен. Конечно, благодаря новым членам ЕС – восточноевропейским государствам – взаимоотношения России с Европой уже не будут такими, как прежде».
«Позиция Польши сегодня становится европейским мейнстримом, – считает эксперт. – Хотя мы предупреждали наших европейских партнеров, к чему может привести включение этих стран в ЕС, однако они надеялись, что в рамках Евросоюза восточноевропейские государства станут более цивилизованными. Теперь у ЕС нет иного выбора, как поддерживать позицию своих новых союзников, какой бы она ни была».
У зампреда думского Комитета по международным делам Наталии Нарочницкой основания для оптимизма несколько иные. «По сравнению с декадентствующей Европой мы находимся в более выигрышном положении. Сегодня саммит не удался, удастся завтра. Это все рабочие моменты, и по этому поводу лучше соблюдать спокойствие», – отметила она.
«Пусть Европа демонстрирует свою зависимость от нас, а не мы! Я считаю, что все разногласия носят хоть и постоянный, но не катастрофический характер. Наши отношения развиваются по диалектическому принципу – и именно это признак нормальной жизни», – сказала Нарочницкая.
А вот первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов обратил внимание на важнейший, но как бы отсутствующий аспект проблемы: «Соединенные Штаты недовольны укреплением России, ее самостоятельностью и растущим ее влиянием на все процессы, которые происходят в мире».
«Недовольны, потому что тем самым разрушается давняя мечта американцев о монополярном мире, где доминирует Америка, а все остальные смотрят ей в рот. Не думаю, что американцы заинтересованы в том, чтобы разрушить российско-европейские отношения, довести их до конфликта. Скорее всего, это игра на многих фронтах, смысл которой – не допустить какого-то значительного улучшения отношений России с Европой», – сказал Морозов.
«Не оторвать Россию от Европы, поскольку это практически не возможно, а именно сделать эти отношения в чем-то конфликтными – с тем, чтобы на этом направлении не было очевидных успехов. И тогда Америка продолжит по-прежнему выполнять функции верховного мирового арбитра, который будет в чем-то подсоблять и России, и Евросоюзу. Но при этом всегда последнее слово будет оставаться за Соединенными Штатами» – так описал Морозов свое видение ситуации и добавил: «Думаю, что в этом и состоит их практика: всех разводить, всех немножко ссорить, никому не давать основательно договариваться – всерьез и надолго».
Самара, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».