Диалог Путина с Западом будет трудным – комментарии и прогнозы экспертов
Российские политологи не ждут от нынешнего саммита в Германии каких-либо прорывов. Но они опасаются, что встреча восьми лидеров сильнейших государств может превратиться в поединок «семь против одного».
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом заявил в эфире радиостанции РСН замдиректора Института США и Канады Павел Золотарёв.
«Мы лидеры в организации Договора о коллективной безопасности. В то же время, когда решаются конкретные вопросы, отрабатываются конкретные документы, последние, кто эти документы подписывает и, как правило, слабо прорабатывает, – это российская сторона», – отметил эксперт.
Между тем, премьер-министр Британии Тони Блэр намерен «откровенно поговорить» с президентом России Владимиром Путиным об отношениях Москвы с Европой.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», британский премьер, который через несколько недель покинет свой пост, дал интервью Би-би-си в преддверии саммита «Большой восьмерки» в Германии.
Саммит начинается в условиях напряженности в отношениях между США и Россией. По словам Блэра, встреча лидеров стран «восьмерки» станет хорошей возможностью «откровенно поговорить о России, с Россией» в кулуарах саммита.
«Я не думаю, что существует опасность начала новой холодной войны. Но мне кажется, что если Россия хочет правильных отношений с Европой, Америкой и так далее, то они должны основываться на определенных общих ценностях и принципах», – заявил Блэр.
По его словам, «за последние пару лет или около того в Европе появились люди, которых начало беспокоить направление, в котором движется Россия». «Думаю, со стороны русских было бы очень разумным развеять эти опасения», – сказал британский премьер.
По мнению Блэра, непростые отношения с Западом не отвечают долгосрочным интересам России. Говоря о своем отношении к политике президента России Владимира Путина, Блэр заявил, что с пониманием относился к таким стоящим перед Кремлем проблемам, как ситуация в Чечне и экстремизм.
«Но в том, что касается вопросов демократии и того, как Россия строит отношения с окружающим миром, я думаю, наша позиция предельно ясна. Полагаю, очень важно, как я уже сказал, чтобы мы откровенно поговорили об этом», – отметил глава британского кабинета.
В ответ на вопрос о том, затронет ли он в разговоре с Путиным тему экстрадиции Андрея Лугового из России в Британию, Блэр заявил, что «нам придется поговорить об этом».
«Мы знаем, какие аргументы здесь есть у русских. Но мы не можем позволить, чтобы кого-то убили на территории Британии таким образом [как убили Литвиненко], и чтобы за этим ничего не последовало», – сказал Блэр.
В недавнем интервью западным СМИ Путин заявил по поводу запроса об экстрадиции Лугового, что «нужно не просто требовать выдачи Лугового, а прислать достаточно материалов, чтобы мы могли дело направить в суд».
Коснувшись болезненного для России вопроса развертывания элементов американской ПРО в Восточной Европе, Блэр отметил, что «американцы сказали русским, что поделятся технологией и что будут вести себя в этом вопросе абсолютно прозрачно».
По его словам, основанием для создания системы ПРО всегда была угроза со стороны стран-изгоев, а не России. «Однако неожиданно Россия развернула все по-своему – в довольно конфронтационном русле», – заявил Блэр.
Путин считает, что США и европейские страны не соблюдают договоренности об ограничении вооружений, и предупредил, что Россия будет и дальше «совершенствовать свои возможности» для того, чтобы сохранить «баланс в мире».
В то же время представители США не раз заявляли, что создание новых элементов ПРО направлено не против России, а для защиты от агрессивных режимов Ирана и Северной Кореи, создающих оружие массового уничтожения.
Тему сложных российско-американских отношений освещает и газета «Коммерсант». Издание напоминает о вчерашнем выступлении Джорджа Буша в Праге, которое западная пресса ждала с огромным интересом.
Ожидалось, что президент США наконец ответит на все прозвучавшие в последнее время выпады Москвы. Во-первых, пражская речь Джорджа Буша должна была стать первым его обширным выступлением после недавнего интервью Владимира Путина, в котором тот сказал много неприятного о США.
Кроме того, критика России ожидалась еще и потому, что свою речь Джордж Буш должен был произнести на конференции о демократии в мире, организованной экс-диссидентами Вацлавом Гавелом и Натаном Щаранским.
Советник президента США по национальной безопасности Стивен Хедли по дороге в Прагу назвал последние заявления президента РФ «эскалацией риторики, которая не идет на пользу». Поэтому многие ждали, что Джордж Буш разовьет эту мысль.
Вопреки ожиданиям, уже первые заявления Джорджа Буша оказались весьма примирительными. «Никакой холодной войны нет. Она закончилась. Россия не враг нам», – отметил хозяин Белого дома во время встречи с чешским руководством.
Почти столь же миролюбивым оказалась и программная речь президента США о демократии. В ней он повторил все свои излюбленные тезисы о важности и неизбежности свободы и демократии, правда, цитируя при этом Андрея Сахарова.
По традиции он обратил весь свой гнев на исламский фундаментализм, обозначив именно его как главного врага США. Также объектом критики Джорджа Буша стала довольно абстрактная «тирания», примерами которой он назвал Брежнева, Хонеккера и Чаушеску, а также нынешние режимы Белоруссии, Бирмы, Кубы, Северной Кореи, Судана и Зимбабве.
Кроме того, Джордж Буш похвалил за стремление к демократии Украину, Грузию, Киргизию и Йемен. Россию Джордж Буш причислил к одной группе с Китаем, назвав их странами, с которыми у США «сложная дружба».
«В России реформы, которые некогда обещали наделить граждан правами, провалились, что негативно отразилось на демократическом развитии. Но возможность открыто говорить о наших разногласиях является частью хороших отношений. И мы продолжим выстраивать наши отношения»,– заявил президент США.
В США речь Джорджа Буша восприняли как крайне осторожную. Источники «Коммерсанта» объясняют подобный тон уверенностью Джорджа Буша в том, что ему удастся лично наладить отношения с Владимиром Путиным и устранить все проблемы.
В течение ближайшего месяца президенты должны встретиться дважды – сегодня в Хайлигендамме, а затем в Кеннебанкпорте, в поместье Джорджа Буша-старшего. И именно на вторую встречу президент США возлагает основные надежды.
«У нас еще будет прекрасная возможность продолжить консультации, когда два президента встретятся в Кеннебанкпорте в начале июля»,– сказал журналистам по дороге в Прагу Стивен Хедли.
Как рассказывают источники Ъ в Вашингтоне, американская администрация была довольно сильно удивлена резким ухудшением отношений с Россией из-за системы ПРО, произошедшим в последние месяцы.
Дело в том, что еще пару месяцев назад ситуация была совершенно иной. 28 марта Джордж Буш и Владимир Путин поговорили по телефону и обсудили планы США по размещению ПРО в Европе – американский президент предложил российскому коллеге сотрудничество.
«Президент США Джордж Буш в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил готовность детально обсуждать с Россией тему создания американской базы ПРО в Европе. Президент РФ в разговоре изложил мотивацию российской обеспокоенности в связи с планами США создать базу ПРО в Центральной Европе»,– сообщила тогда пресс-служба Кремля.
«В этой же связи была с удовлетворением воспринята выраженная президентом США готовность к детальному обсуждению этой темы с российской стороной, сотрудничеству в интересах общей безопасности», – добавили в пресс-службе президента РФ.
Как утверждают собеседники Ъ, «президенты Путин и Буш не стали тревожить общественность сообщением о том, что российский президент предложил своему американскому коллеге тесное и плотное сотрудничество по ПРО на старом континенте, которое было принято с большим удовлетворением».
Подтверждением информации американских источников стала статья под названием «Щит и меч», опубликованная в газете International Herald Tribune 10 апреля 2007 года председателем комитета по международным делам Госдумы РФ Константином Косачевым.
«У России есть все основания быть заинтересованной в тесном сотрудничестве в создании евразийских систем противоракетной обороны. Наши идеи по поводу создания совместной системы безопасности с участием ЕС и России остаются в силе. Нет нужды говорить, что мы также готовы обсуждать любые другие идеи сотрудничества, включая ту, которая обсуждалась в телефонном разговоре Владимира Путина и Джорджа Буша 28 марта», – говорилось в статье.
После многообещающего телефонного разговора с Владимиром Путиным, по данным источников Ъ, Джордж Буш поручил главе Пентагона подготовить предложения по совместной работе с Россией.
Госдеп в лице Кондолизы Райс и ее заместителя по Европе Дэниэла Фрида должен был осуществлять дипломатическую поддержку, а именно провести соответствующие переговоры с Чехией, Польшей и председательствующей в ЕС Германией.
Визит министра обороны США Роберта Гейтса в Москву 23 и 24 апреля, по утверждению источников Ъ, близких к Белому дому, также прошел крайне успешно.
«Мне кажется, что мы сделали значительные шаги по преодолению некоторого непонимания относительно технических параметров системы ПРО, которые беспокоили русских,– заявил в Москве Роберт Гейтс.
«США хотели бы видеть Россию партнером в процессе создания ПРО. Мы думаем, что для обеих сторон существуют реальные возможности, которые потребуют от нас открытости, к которой мы готовы», – сказал он.
Более того, по его словам, обсуждение плана партнерства по созданию ПРО, предложенного НАТО и России, «превзошло все возможные ожидания». Впоследствии замгоссекретаря США Дэниэл Фрид признался, что Роберт Гейтс привозил в Москву конкретные предложения о совместном техническом сотрудничестве по созданию системы ПРО.
Наконец, 27 апреля с Владимиром Путиным встречался приезжавший в Москву с особой миссией Генри Киссинджер. Президент РФ тогда решил создать совместную рабочую группу «Россия-США: взгляд в будущее», которую возглавили Генри Киссинджер и Евгений Примаков.
Однако, как заявляют источники «Коммерсанта» в Вашингтоне, уже несколько дней спустя взгляд Кремля в будущее неожиданно изменился.
«Изменение во взглядах на сотрудничество с США по ПРО в Кремле произошло где-то в самом начале мая. Часть окружения президента России смогла убедить Владимира Путина в том, что предложениям США доверять нельзя. С этого момента, – считает собеседник Ъ, близкий к американской администрации, – Кремль начал делать заявления, которые сильно удивили Белый дом».
Однако на все резкие слова Владимира Путина Вашингтон предпочитал никак не реагировать. Белый дом довольно спокойно отнесся и к речи российского президента на параде 9 Мая, где тот завуалированно провел параллель между политикой США и Третьего рейха, и к недавним словам об «американском империализме», и к обвинению в том, что США возобновляют гонку вооружений.
По информации источников Ъ, осторожность в высказываниях официальных лиц администрации США связана с тем, что «президент Буш считает себя способным убедить Владимира Путина вернуться к предложениям, которые российский президент озвучил 28 марта».
Несмотря на желание Джорджа Буша не обсуждать российско-американские проблемы в Хайлигендамме, а отложить их до Кеннебанкпорта, начинающийся сегодня саммит все же может стать одной из самых неприятных встреч «восьмерки» для российского президента. От темы возобновления холодной войны Владимиру Путину все равно не уйти.
Вчера на позицию России в отношении ПРО и ДОВСЕ обрушилось руководство НАТО. В распространенном заявлении блока говорится, что Россия не имеет права объявлять мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, поскольку «в договоре нет положения, которое позволило бы в одностороннем порядке» выйти из него.
Кроме того, официальный представитель НАТО заявил, что слова Владимира Путина о нацеливании российских ракет на объекты в Европе являются «не приносящими пользу и недоброжелательными». Шесть из семи коллег Владимира Путина по G8 являются лидерами стран-членов НАТО.
Двое из них фактически уже выразили готовность обсудить с Владимиром Путиным возникшие проблемы. Одним из них будет новый президент Франции Николя Саркози, обещавший «откровенно поговорить» с российским коллегой.
По данным Ъ, в графике личных встреч российского президента значатся переговоры с глазу на глаз с Джорджем Бушем, Ангелой Меркель, Николя Саркози, Синдзо Абэ, Стивеном Харпером, а также гостями саммита – лидерами Китая, Мексики, Ганы и генсеком ООН. Свидания с Тони Блэром, несмотря на настойчивые предложения Лондона, в графике пока нет.
Наконец, причиной еще одного неприятного столкновения между российским лидером и его коллегами на саммите может стать тема Косово. Она заявлена в повестке дня в рамках обсуждения региональных конфликтов.
Причем содокладчиками по ней являются как раз Владимир Путин и итальянский премьер Романо Проди. Лидеры «восьмерки», возможно, попытаются сообща надавить на российского президента и потребовать от него согласия с грядущей независимостью края.
В этом случае саммит «восьмерки», традиционно являющийся чинным и благообразным клубом, обернется скандалом. Впрочем, в этот раз публика так сильно ждет скандала и так уверена в его неизбежности, что он просто должен произойти – не по одному поводу, так по другому.
Как пишет по этому поводу РБК Daily, еще накануне стало окончательно ясно, что самыми горячими и наименее приятными для всех участников встречи станут темы размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе и отношений России с западными партнерами.
Джордж Буш сейчас стремится подчеркнуть свою конструктивность в глазах европейского сообщества, считает российский политолог Дмитрий Евстафьев. «Для этого он пригласил Владимира Путина к себе на ранчо. Впрочем, после поездки Путина в США со стороны Вашингтона должен поступить крайне резкий и жесткий ответ Москве», – сказал эксперт.
По мнению эксперта Международного института стратегических исследований Патрика Кронина, полемика России и Запада на повышенных тонах способна перефокусировать повестку дня саммита G8 и фактически сведет встречу к обсуждению отношений с Россией.
После всего сказанного со всех сторон теперь уже трудно представить, что восьмерка лидеров мира спокойно займется обсуждением глобального изменения климата, мер борьбы с нищетой и СПИДом в Африке или даже продолжением Дохийского раунда торговых переговоров.
Тем более что и по этим, казалось бы, мирным вопросам у стран-участников G8 есть серьезные разногласия. Не говоря уже об острых проблемах международной внешней политики: ядерные амбиции Ирана и КНДР, статус Косово и суданский конфликт.
Гнетущую атмосферу хайлигендаммского саммита усугубит и погода – на немецком курорте завтра-послезавтра ожидаются похолодание и гроза.
Москва – Хайлигендамм – Лондон – Вашингтон, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».