Генпрокурор Юрий Чайка хочет уйти в отставку
Юрий Чайка уже в скором времени может покинуть пост генерального прокурора России, который он занял только год назад. На днях он якобы подал на имя президента Путина заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию, сообщает в среду газета «Время новостей» со ссылкой на неофициальные источники. Официальных подтверждений или опровержений этой информации нет. Сам Чайка с понедельника находится в Испании с официальным визитом.
Однако в самой Генпрокуратуре и в прокуратуре Москвы сотрудники активно начали обсуждать эту новость еще вечером в понедельник. И вчера многие, в первую очередь руководящие работники этих ведомств, пребывали в состоянии шока. Ведь последнее время прокуратуры всех уровней в стране начали готовиться к масштабной структурной перетряске в связи с утвержденной недавно реформой уголовно-правовой системы. Согласно принятым в мае поправкам в УПК и закон «О прокуратуре» уже осенью будет создан новый и по сути самостоятельный орган – Следственный комитет при прокуратуре, а сама прокуратура лишится наиболее важных своих полномочий – прав самостоятельно вести уголовные расследования и осуществлять надзор за законностью проведения предварительного следствия другими правоохранительными органами. В случае же ухода Чайки эта реформа дополнится не менее масштабной кадровой чисткой.
По данным источников издания, решение об отставке генпрокурор якобы и принял из-за несогласия с намеченной реформой. Сам он никогда открыто об этом не говорил, лишь изредка в комментариях отмечал, что обсуждавшиеся на тот момент изменения надо тщательно «взвесить» и «сбалансировать». Однако когда законопроект находился уже на последней стадии согласования, позицию Генпрокуратуры и, очевидно, самого г-на Чайки озвучил в Совете Федерации его заместитель Сабир Кехлеров. Он тогда заявил, что намечаемая реформа «противоречит Конституции и международным нормам», что таким образом будет поставлен «эксперимент над людьми», который приведет к масштабным и массовым нарушениям прав граждан. Общался по этому поводу, насколько известно, Чайка и лично с Владимиром Путиным. Однако остановить реформу Генпрокуратуре не удалось. В результате, как полагают источники газеты, Юрий Чайка и принял свое решение. Причем объяснить его можно не только несогласием с самой реформой, но и ролью, отведенной в ней генпрокурору. Ведь после того, как реформа свершится, сама Генеральная прокуратура станет среди прочих силовых ведомств во многом уже номинальным органом.
Когда именно Юрий Чайка подал заявление, в его ведомстве точно не знают – то ли прямо накануне отъезда в Испанию, то ли еще в конце прошлой недели. Во время визита российский генпрокурор должен был обсудить с генпрокурором королевства Кандидо Конде-Пумпидо вопрос о заключении двустороннего межведомственного соглашения о сотрудничестве, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом, коррупцией и другими особо опасными видами преступлений. То есть получилось так, что Чайке пришлось вести переговоры о том, чем очень скоро его ведомство уже заниматься не будет.
Так или иначе, но, по данным источников издания, после подачи заявления в администрации президента якобы попросили Чайку «не торопиться» и не настаивать на скорейшей отставке как минимум до решения вопроса с его преемником и назначения главы СК. Предполагается, что судьба генпрокурора решится до конца июня.
Возможные претенденты на пост генпрокурора
Рассматриваются две возможные кандидатуры в новые генпрокуроры. Это полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов и замгенпрокурора по Южному федеральному округу Иван Сыдорук (в 90-е годы он возглавлял прокуратуру Петербурга). Коновалов, как и Владимир Путин, закончил юрфак Петербургского университета.
До ухода на летние каникулы Совет федерации, как полагают источники издания, должен утвердить и кандидатуру на пост председателя СК. Наиболее вероятным претендентом считают замгенпрокурора Александра Бастрыкина (этот пост он занял прошлой осенью), в свое время учившегося в Петербургском университете вместе с Владимиром Путиным.
В прокуратуре началась кадровая чистка
Между тем в Генпрокуратуре уже началась активная подготовка к реформе в связи с созданием СК. По неофициальной информации, решен вопрос о смене ряда руководителей Главного управления международно-правового сотрудничества. Кроме того, управление кадров Генпрокуратуры уже подготовило проект нового штатного расписания для прокуратур Москвы, который вчера обсуждался на совещании в горпрокуратуре. По проекту с 6 сентября при каждой прокуратуре будут созданы условия для работы СК: в райпрокуратурах будут образованы следственные отделения СК, в окружных – следственные отделы, а в самой горпрокуратуре – следственное и контрольно-методическое управление с надзорными функциями за действиями «нижестоящих» следователей.
Бывший генпрокурор Юрий Скуратов информации о возможной отставке Юрия Чайки не удивился: «Я думаю, что это было бы вполне логично с его стороны. Ведь он, как генпрокурор, понимает, что эта идея с созданием СК и выводом милицейского следствия из-под надзора прокуратуры – смертельный удар. С другой стороны, он в свое время не занял жесткую позицию. Надо было действовать и говорить более жестко, и как только эта идея возникла, уйти с самого начала. Его позиции уже тогда были достаточно шатки. Что касается возможного назначения г-на Сыдорука, могу сказать, что он очень достойный человек – также имеет питерские корни, жесткий в своих позициях, поэтому я не удивлен. Коновалов же в свое время попал в эту высокую орбиту, будучи прокурорским работником, получил опыт политической работы и в системе исполнительной власти. Если его назначат, это будет достойно, ведь его кандидатуру рассматривали еще тогда, когда Устинова «ушли» в прошлом году».
Москва, Ольга Панфилова
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».