Чем Россия может ответить на ракетную угрозу и гонку вооружений?
Уже более 16 лет мы живём в информационном пространстве, которое было сформировано базовым положением: эпоха «холодной войны» с развалом СССР закончилась, Россия, США и НАТО не являются противниками.
Теперь они партнеры, но между ними в отношениях иногда возникают недопонимания и проблемные вопросы, в частности, по ПРО, которую американцы хотят разместить на территориях наших бывших союзников по Варшавскому договору в Польше и Чехии.
Если более детально взглянуть на «достижения» в отношениях за эти 16 лет, то проявляется однобокая тенденция явно не в пользу России, пишет политический обозреватель газеты «Завтра» Алексей Ващенко.
За эти годы Россия вывела свой контингент с Балкан, так как 10 миллионов долларов в год на его содержание оказалось «неподъемной» тратой для российского бюджета, в то время как из страны идет утечка капитала (в месяц более миллиарда долларов). Теперь же мы пытаемся противостоять независимости Косово и отстаивать свои интересы на Балканах.
Россия закрывает свой центр разведки на Кубе, ровно через год после обещаний подполковника ФСБ Владимира Путина его сохранить, так как он необходим, а некоторые решения принимаются политическим руководством РФ, исходя из информации именно этого центра.
При этом обещание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Анатолия Квашнина создать космическую систему взамен этого центра так и осталось в мечтах. Хотя американцы создали аналогичные центры радиоэлектронной разведки в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, Центральной Азии.
Россия выводит свои базы из Грузии после того, как на саммите НАТО в Стамбуле Кавказ признан зоной интересов НАТО и зоной ответственности армии США. Уходят пограничники из Таджикистана, хотя таджикское руководство просило их оставить, а штаб ФПС РФ докладывал, что это акт национального предательства, и все силовые ведомства РФ дали отрицательное заключение на этот выход.
В итоге героиновая река и ваххабизм распространяются по России. 100 тысяч русских преданы в Туркмении в обмен на газ, и многие из них вынуждены были оттуда бежать. Из Министерства обороны РФ Греф и Кудрин увели в Стабфонд 22 миллиарда долларов за последние 5 лет, а из других силовых ведомств еще 4 млрд. долларов США.
Непонятно, за что же сидел тогда главный финансист МО РФ генерал Олейник? Свыше 200 миллиардов долларов этого стабфонда уходят в США под 3%-4% годовых, финансируя войну американцев в Ираке, включая финансирование компаний (список этих американских фирм у нас не публикуется, видимо, это особо охраняемая государственная тайна РФ) их военно-промышленного комплекса, которые участвуют, в том числе и в создании ПРО в Европе, направленной против России.
При этом денег на решение наиболее острой социальной проблемы, такой, как жилье военнослужащим, нет. Разрушаются естественные монополии РАО ЕС и РЖД. Внешний долг «бедных» российских фирм, таких, как РАО ЕС, РЖД, ЛУКойл, РОСНЕФТЬ и др. Западу уже составляет более 310 миллиардов долларов США, что вдвое больше, чем накануне дефолта в 1998 году.
Олигархи начали постепенно перекачивать свои капиталы на Запад, хотя число миллиардеров за последние пять лет выросло в 1,5 раза. Число беспризорных детей в РФ выросло тоже в 1,5 раза, достигнув 5 миллионов. Мы боремся за демографию, но только за прошлый год из России вывезено в сексуальное рабство свыше 70 тысяч человек плюс несколько десятков тысяч на усыновление и на органы.
Вступление Грузии и Украины в НАТО будет означать полную катастрофу для России. Особенно болезненна для РФ потеря украинского ВПК и Крыма с уже запланированным для него косовским сценарием с участием крымских татар и изгнанием русских и украинцев.
Список этих «достижений» можно продолжать еще долго. Если эта тенденция будет развиваться, то американская ПРО, как в свое время СОИ для Советского Союза, может стать той последней соломинкой, которая сломает хребет России.
В 2007 году военные расходы всех государств планеты составят 1,1 трлн. долл. Предыдущий пик пришелся на 1987 год, что в нынешних ценах это составляет 1,097 трлн. долл. Однако, если в конце 80-х военные расходы росли в год на 2,5-3%, то в настоящее время темпы роста превышают 6% в год.
За последние 10 лет лидеры этой гонки – США, КНР, Франция, Япония и Великобритания – увеличили свои ассигнования более чем вдвое. У США под разговоры о партнерстве, демократии, соблюдении прав человека, военные расходы перевалили за полтриллиона долларов в год, и в общем мировом бюджете их доля составляет более 50%.
Основная цель военных программ США – обеспечить абсолютное технологическое превосходство над любой страной в мире, группами государств (альянсами).
Если к концу 80-х годов между СССР и США и НАТО была заключена увязанная система договоров, СНВ, ПРО, ДОВСЕ (хотя благодаря ДОВСЕ, НАТО в Европе по танкам, артиллерии, авиации имеет 3-4 кратный перевес над Россией), то с прекращением Варшавского договора, развалом СССР, потерей баз РВСН на Украине, Белоруссии, Прибалтике, Казахстане, разрушением станций СПРН в Красноярске, Прибалтике баланс был существенно нарушен.
При этом в нарушение договоренностей НАТО начало продвижение на Восток, американцы в нарушение договора между Примаковым и Олбрайт размещают свои объекты на территориях наших бывших союзников по Варшавскому договору.
Американцы и НАТО не выполняют договор по обычным вооружениям, вышли из договора по ПРО, что автоматически размывает и договор СНВ, т.е. поставило Россию в крайне невыгодное положение.
Подлетное время с развалом Советского Союза с 16-18 минут сократилось вдвое – до 7-10 минут, особенно в связи с тем, что соотношение ядерных сил на подводных лодках между США, Великобританией, Францией и Россией более чем 20 к 1.
Это не позволяет нам произвести ответно-встречный удар, и все наши комплексы в шахтных пусковых установках, «Тополя» в местах базирования будут уничтожены, а в лучшем случае смогут провести одиночные пуски. На базах же НАТО в Европе оставлено для применения (точнее, для добивания) по России и Белоруссии более 400 планирующих атомных бомб.
А теперь для гарантированной защиты и подрыва и без того слабой экономики РФ американцы стали создавать противоракетную систему (ПРО), которая напрямую связана с созданием современных средств вооруженной борьбы.
В значительной степени возвращение военно-политического руководства США к идее создания широкомасштабной системы ПРО, а европейских государств – к идее ЕвроПРО, обусловлено не столько увеличением числа государств, владеющих ракетным оружием, сколько значительными прорывными успехами в области информационных и космических технологий.
Это предопределяет необходимость учета мировых тенденций развития этих средств для ВПК РФ и выработки новых форм стратегии и тактики.
Как известно, в 1983-89 годах США раздували шумиху относительно программ СОИ, утверждая, что за счет создания эшелонированной ПРО с элементами наземного и космического базирования они будут способны отразить удар до 6000 ядерных боеголовок МБР РВСН с вероятностью 0,9999. Нелепость и несбыточность этих программ была видна изначально.
В декабре 1991 года президент США Рональд Рейган (возможно, автор ошибается, т.к. в тот год президентом США был Джордж Буш-старший – РИА «НР») подписал закон о разработке новой системы ПРО под названием «Глобальная защита от ограниченного удара баллистических ракет (GPALS)» с элементами наземного (100 ШПУ и 10 РЛС) и космического базирования (50 КА инфракрасной разведки и до 4000 КА – таранов), способной перехватить одновременно до 100 МБР на активном участке их полета и 50 боеголовок на пассивном.
Но и этому проекту не суждено было сбыться. Причин для неудачи США несколько. Главная – исключительная сложность решения проблемы перехвата стартовавших МБР в объеме космического пространства по фронту 8000 км по высоте 1200-1800 км и по глубине до 14000 км в течение весьма ограниченного времени – от 27 до 43 минут.
Другая причина – МБР РВСН времен СССР были жидкостными, тяжелыми, их активный участок разгона занимал 300 секунд и заканчивался на высоте до 800 км, что позволяло обнаруживать их старт с помощью КА инфракрасной разведки через 90 секунд и вести слежение за разведением боевых блоков с помощью РЛС через 5-7 минут.
Появление же МБР РВСН РФ на твердом топливе, с коротким разгонным участком до 180 секунд и возможностью изменения плоскости стрельбы и настильности траектории, резко ограничило возможности информационных и ударных систем ПРО.
Однако отработанная американцами практика в Ираке и Югославии уже сегодня позволяет создать систему с тем, чтобы эффективно следить и поражать весь спектр носителей тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет до проведения пуска, поражать баллистические носители на всех участках полета.
Для этих целей США планируют к 2020 году вывести на орбиту около 1800 космических аппаратов стоимостью около 1 трлн. долл.
Причем наибольшими возможностями при решении задач глубокоэшелонированной ПРО обладают группировки оперативного развертывания, информационно-ударная авиационно-космическая, создаваемая на базе 10 аэрокосмических корпусов, и информационно-ударная авианосно-космическая на базе 12-14 авианесущих ударных группировок.
При этом ПРО создается как многоэшелонированная система: рубеж поражения стратегических ударных средств до пуска, рубеж воздушного эшелона перехвата В-52, F-15 E, ABL, беспилотные «Глобал Хок», орбитальный эшелон перехвата с кинетическим, лазерным и электромагнитным оружием; наземный и морской эшелон кинетических перехватчиков системы «EKV», «NTW», «NYFFD», эшелон атмосферного перехвата « Пэтриот».
При этом считается, что такая система будет максимально защищать территорию США, однако также очевидно и то, что она нарушает достигнутый паритет.
Вместе с тем, создание подобной системы не позволяет в полной мере решить проблему защиты от применения оперативно-тактических ракет территории европейских государств. Но Европу американцам не жалко, в случае мировой войны при прорыве советских танков американцы планировали в 70-80-е годы наносить ракетно-ядерные удары по территории своих союзников.
Не жалко им европейцев и сейчас, но уже с бывшими нашими союзниками из Восточной Европы.
Одним из путей создания ПРО является использование уже существующей отработанной наземной инфраструктуры в виде локаторов, средств обработки информации, станций передачи команд управления на противоракету.
Существенное значение при этом имеет вид траектории ракет. При настильных траекториях с небольшим апогеем возможность развернутых ПРО снижается, что требует привлечения дополнительных средств. Таким образом, перспективы развития принципиально новых средств вооруженной борьбы всецело связаны с космосом, играющим важную роль в науке, промышленности и обороне.
Наибольшими дестабилизирующими параметрами обладает компонента системы ПРО передового базирования, создание которого стало возможным благодаря выходу США из договора по ПРО 1972 года, а его развертывание планируется проводить в непосредственной близости от районов старта МКР противостоящей стороны, т.е. России, с использованием новейших наземных радиолокаторов и противоракет с многозарядной ГЧ (в настоящее время прежде всего в Европе).
Поэтому территория Европы ускоренными темпами готовится как передовой плацдарм базирования передовых группировок вооруженных сил США для развязывания агрессии против России. Неслучайна высокая активность эмиссаров из Пентагона по определению возможных мест размещения инфраструктуры в Восточной Европе.
Так как радиолокаторы точного наведения противоракет (перехватчиков) на цель для обеспечения заданной точности определения координат должны иметь территориальный разнос (с размещением РЛС в вершинах равнобедренного треугольника), то в качестве возможных мест их базирования рассматриваются Польша, Венгрия и Чехия.
При размещении же на территории Англии еще одного отряда противоракет в Северном Йоркшире может быть реализована трехэшелонная схема перехвата МКР, стартующих из позиционных районов Владимирской и Оренбургской ракетных армий. Это является серьезным дестабилизирующим фактором.
До 13 июня 2002 года, когда США официально вышли из Договора «Об ограничении систем стратегической ПРО» от 26 мая 1972 года, страны западной Европы разрабатывали и развертывали свои собственные национальные системы ПВО/ПРО, используя при этом поставки из США комплексов «Хок» и «Пэтриот».
Состав и боевые возможности систем ПВО/ПРО стран НАТО на тот период по отражению ударов баллистических ракет тактического и частично оперативно-тактического назначения по особо важным районам, имеющим стратегическое значение.
С учетом расширения НАТО на Восток проблемой наращивания ракетного потенциала американцы и европейцы стали заниматься активней. Уникальные возможности при этом предоставляются при максимальном приближении наземной структуры ПРО к району старта МКР.
В идеале может быть обеспечено и слежение за частью активного участка, и, что самое опасное, за участком разведения многозарядной ГЧ. Поэтому не случайно в поэтапной программе ускоренного создания единой глобальной системы ПРО в двухгодичном «Блоке 2006» предусмотрено начать закупку дополнительных ракет-перехватчиков для размещения в новых районах базирования, находящихся за пределами США.
Это стало возможным после развала мировой системы социализма и пронатовской ориентации бывших социалистических государств: Польши, Венгрии, Чехии, Болгарии и др. США пошли простым проторенным путем, который в свое время реализовывался в Советском Союзе при создании экспериментальной системы ПРО.
Но совсем непонятно, почему вблизи российских границ на Камчатке американцы ставят морской радар ПРО, а у берегов Ирана этого они сделать не могут, или не могут этого сделать на территории своих союзников в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии, или на Диего Гарсия (остров в Индийском океане, принадлежащий Британии, одна из крупнейших военно-морских баз США – РИА «НР»).
Это позволило бы вместе с радарами в Норвегии, Гренландии, Великобритании создать радиолокационное поле от Индийского океана до Северного полюса и не ставить эти радары в Восточной Европе.
И в таком случае нет необходимости пускать их на наш радар в Габале. Тем более, это создает прецедент, когда Россия пускает в свою святая святых в систему СПРН и связанную с ней систему ядерных сил, американцев, которые не соблюдают международные договоры.
Тем более, после 2012 года, когда у нас закончится срок аренды этой базы, американцы нас там попросту сменят. Идей о допуске нас в свою систему НОРАД у американцев нет, нас не подпускают туда и близко.
История повторяется, когда из-за войны в Афганистане американцы оказались в Центральной Азии, а Бжезинский и Киссинджер заявили, что там они оказались благодаря Путину. Теперь благодаря Путину они окажутся в Азербайджане и в нашей святая святых, а Азербайджану пора готовиться к розовой революции.
Размещение антиракет в Восточной Европе и их применение даже против иранских ракет будет происходить над территорией России, и все последствия, связанные с разрушением ракет и боеголовок, испытают на себе РФ и наше население. Почему эти антиракеты не разместить у союзников на Ближнем Востоке недалеко от места старта или на севере Канады?
Теперь возникает вопрос: а какой асимметричный ответ есть у РФ? Первое, если идет нарушение договоров, то мы должны вернуться к мобильному боевому железнодорожному ракетному комплексу и к комплексу «Курьер», который тоже мобилен и размещается в автомобильной фуре.
Причем самое главное, эти комплексы не должны быть привязаны к местам базирования, так как внезапный удар по этим базам ведет к тому, что ШПУ и Тополя будут уничтожены на месте. Американская система ПРО эффективна только в случае первого внезапного удара, но если первый внезапный удар наносит Россия, то система может не сработать, особенно в Европе.
Поэтому у США соблазн нанести такой удар, располагая этой системой, всегда есть. Даже ошибочный пуск одной противоракеты в Европе в сторону России автоматически приводит к началу войны, так как российская система распознавания целей не может классифицировать это антиракетой или ракетой с ядерной боеголовкой.
Второе, необходимо возрождать мобильные тактические и оперативно-тактические комплексы, которые наиболее опасны в первую очередь для атомных станций Европы и Западного побережья США с возможностью нанесения Супер-Эми удара для нанесения неприемлемого ущерба.
Эти комплексы будут находиться в движении по нашей национальной территории, где им можно надежно довести команду на применение и надежно их защитить.
Применение в боевом порядке атакующих головных частей должно быть осуществлено с большого количества ложных целей с маломощными станциями активных помех, которые способны ухудшить точностные характеристики параметров слежения и распознавания ПРО.
Возможно также прорвать систему ПРО одновременным запуском нескольких ракет с разнесенных баз и подрывом боевой части первой из них с жидкостными и порошковыми наполнителями, на высоте 500-700 км.
Только после этого можно начать всеобъемлющие переговоры о создании новой увязанной системы договоров о стратегических наступательных вооружениях, оперативно-тактических, тактических с ядерными боеголовками и по обычным вооружениям, которые будут гарантировать безопасность РФ на равноправной основе.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».