AMP18+

Политика

/

Абхазский вопрос: сначала гуманитарные проблемы, потом статус

15 лет назад, 14 августа 1992 года один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Кавказа – грузино-абхазский – вылился в полномасштабную, продолжавшуюся 14 месяцев, войну.

Основными итогами грузино-абхазского военного противоборства стала гибель 8 тысяч человек (потери с двух сторон), экономический ущерб в размере 11,3 млрд. долларов США, изменение этнической и демографической ситуации в Абхазии, превращение грузинского большинства в этническое меньшинство (по различным оценкам, количество грузинских перемещенных лиц составляет 150-200 тысяч человек, грузинская сторона называет цифру до 300 тысяч человек), этнодемографические потери абхазского народа в 1992-1993 годах, сравнимые с махаджирством 1860-1870-х годов.

Сегодня непризнанная республика Абхазия, без преувеличения, имеет наибольшее влияние на ход большой геополитической игры в Кавказском регионе. «Абхазский вопрос» является главным яблоком раздора между Россией и Грузией.

Проабхазские симпатии части российского военного и политического истеблишмента весьма способствуют прозападному курсу Грузии, что оказывает влияние и на основного союзника РФ на Большом Кавказе – Армению, отмечает РИА Новости.

Формально-юридически Абхазия является составной частью Грузии. Фактически же грузинский суверенитет не распространяется на территорию от реки Псоу до реки Ингури. Руководство Абхазии не контролирует лишь небольшой участок в верховьях реки Кодори.

До июля 2006 года такого контроля не было и со стороны Тбилиси. Теперь руководство Грузии пытается обосноваться в труднодоступном районе Абхазии, превратив его в плацдарм.

Военное поражение Грузии в конфликте с Абхазией в 1993 году имело не только геополитические последствия (Грузия потеряла 12,5% территории и 200 км Черноморского побережья), но и привело к массовому исходу грузинского населения из Абхазии.

В отличие от Южной Осетии, в Абхазии военная фаза межэтнического конфликта закончилась изгнанием представителей «проигравшей» этнической группы. По различным данным, Абхазию покинуло порядка 200 тысяч грузин.

Наиболее острую для грузинской стороны проблему «беженцев» абхазские лидеры были готовы принять к рассмотрению. Единственным условием для этого они считали проведение проверки представителей грузинской общины и «отсева» участников военных действий 1992-1993 годах.

Абхазская сторона не раз высказывала опасения, что возвращение «беженцев» и изменение этнодемографического баланса в пользу грузин может привести к новой этнической чистке, на сей раз грузинской. В качестве «особого случая» абхазские лидеры рассматривали возвращение грузинских (мегрельских) беженцев в Гальский район, самый «грузинский» по этническому составу.

По данным на 1989 год, в этом районе грузины составляли 93% населения. Идея «самой широкой автономии» в составе Грузии не раз отвергалась абхазскими лидерами. До 1992 года Абхазия обладала de jure всеми атрибутами автономии. Разговоры о возврате к автономному статусу здесь считают пустыми декларациями.

Как и в случае с Южной Осетией, при решении абхазской проблемы команда нынешнего грузинского президента стремится к изменению формата межэтнического конфликта, трансформации его в российско-грузинский.

Конечная цель такой трансформации – «интернационализация» проблемы, лишение РФ статуса эксклюзивного гаранта этнополитической стабильности в Абхазии. В качестве возможных коспонсоров мирного процесса Саакашвили называл США, Украину, Турцию.

Однако с нашей точки зрения, наиболее оптимальным сегодня представляется отложить все вопросы, связанные со статусом республики до решения важнейших гуманитарных проблем (образование, лечение, ведение бизнеса, возможность свободного передвижения, налаживание контактов между представителями грузинского и абхазского обществ).

Только после продвижения в решении этих проблем можно будет браться за решение вопроса о проблеме статуса. Как бы цинично не выглядел подобный план – это единственная возможность избежать нового передела собственности, сфер влияния и обострения межэтнических отношений в Абхазии.

Россия и США могли бы выступить гарантами неприкосновенности отношений собственности и власти в Абхазии. Очевидно, что, только получив гарантии сохранения завоеванных ресурсов и административных рент, нынешняя абхазская элита, ставшая таковой благодаря военной победе в 1993 году, будет готова к диалогу с Грузией о статусе Абхазии. Россия же таким образом обеспечит мир и стабильность на собственных южных рубежах.

Сухуми, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Юг России, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,