AMP18+

Политика

/

Российские ученые: говорить о принадлежности Арктики России преждевременно

Появившаясм накануне информация о том, что Россия доказала принадлежность хребта Ломоносова к материковому шельфу, оказалась преувеличенной. Арктику объявить российской поспешили. Об этом газете «Коммерсант» сообщил замдиректора по геологическому направлению Института океанологии РАН Леопольд Лобковский. Доказательством того, что хребет Ломоносова является продолжением материка, для ООН могут стать только результаты глубоководного бурения, однако необходимой для таких работ техники в России нет.

При этом, даже если РФ удастся получить доказательства, которые примет ООН, согласно статье 76 Конвенции по морскому праву, страна может рассчитывать не на весь шельф, а лишь его 10-20%.

Замдиректора ВНИИОкеангеологии Виктор Поселов, чьи слова накануне приводили информагентства, сообщая о том, что подводный хребет Ломоносова в Ледовитом океане является «структурным продолжением Сибирской континентальной платформы и никак не изолирован от российского плоскогорья», заявил изданию, что «его не так поняли» – никакого отношения проводимая институтом работа к экспедиции «Арктика-2007» вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова не имеет. От дальнейших комментариев Поселов отказался, сославшись на запрет пресс-службы Роснедр, которому подведомствен ВНИИОкеангеологии.

Пресс-секретарь Роснедр Наталья Иванова заявила, что вопрос присоединения хребта Ломоносова к России «является политическим». «Здесь завязана большая политика, и мы ничего комментировать не будем, чтобы не навредить государственным интересам», – добавила она.

Впрочем, затем во ВНИИОкеангеологии заявили, что Арктику объявить российской явно поторопились. Институт действительно ведет исследования на хребте Ломоносова, однако от выводов о его структуре ученые еще далеки. «Мы не рекламой занимаемся, а наукой. Последняя наша экспедиция была в мае на ледоколе «Россия» – ее результаты и исследуем, а не то ведро с пробами, которое Чилингаров привез. Эти пробы мы десятками и раньше со дна поднимали», – отметил один из исследователей, просивший не называть его имени.

Замдиректора по геологическому направлению Института океанологии РАН Леопольд Лобковский сообщил, что экспедиция Чилингарова собрала грунт именно для его института. «Проба будет у нас анализироваться на то, какие осадки образовались на дне за тысячу лет, а к принадлежности хребта она отношения не имеет. Под эту экспедицию по ТВ раскрутили совершенно иную историю. То, что наша проба даст возможность России прирастить территорию, – полная чушь», – отметил Лобковский.

Он сообщил, что для этого нужно проводить так называемую сейсмическую разведку хребта, во время которой разные участки дна океана «обстреливают» из сейсмической пушки. «Это похоже на томографию или УЗИ. По собранным с датчиков данным можно установить скорость распределения волн в океанских породах и уже по скорости определить состав породы», – пояснил исследователь.

Впрочем, даже полученные таким способом данные о том, что хребет Ломоносова является континентальным и состоит из, например, гранита, не станут для спецкомиссии ООН доказательством того, что этот шельф нужно объявить российской территорией. «В отличие от континентальных, океанические хребты состоят в основном из базальта, однако его при сейсморазведке можно спутать с гранитом: базальт дает ту же скорость распределения волн», – заявил ученый.

По его словам, в 2001 году Россия уже представляла в ООН данные сейсморазведки хребта, однако там их сочли неубедительными именно по этой причине. «Если Россия представит в ООН те же данные сейсморазведки, результат будет такой же, как и в 2001 году», – заключил он.

По мнению замдиректора Института океанологии РАН, железным доказательством происхождения хребта Ломоносова для ООН могут стать только «результаты глубоководного бурения», однако необходимой для таких работ техники в России нет. Судно Chikyu («Земля») стоимостью $500 млн. для бурения на глубине до 7 тыс. м, правда, имеется у Японии, однако Россия вряд ли сможет его арендовать. Дело в том, что наша страна, в отличие от Японии и США, не участвует в так называемой программе международного глубоководного бурения, за которую странам-участницам ежегодно приходится платить около $2 млн.

Впрочем, даже если России все же удастся получить доказательства, которые примет ООН, нашей стране отойдет вовсе не 1,2 млн. кв. км хребта Ломоносова, как рассчитывают политики. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву (Россия ратифицировала ее в 1997 году), страна может рассчитывать лишь на 350 миль континентального шельфа от самой северной сухопутной точки. Это подтвердил источник во ВНИИОкеангеологии и замдиректора Института океанологии РАН Леопольд Лобковский. Учитывая, что экономическая зона России и так простирается на 200 миль от северных берегов, даже в случае благосклонности экспертов ООН наша страна получит не всю Арктику, а лишь 150 дополнительных миль к своей территории (около 277 км). На свои 350-мильные куски шельфа, никак не пересекающиеся с российским, претендуют Канада, Дания и США, что делает заявления политиков о войне за Арктику сильно преувеличенными, резюмирует газета.

Москва, Ольга Панфилова

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, Наука, Политика, Россия,