AMP18+

Политика

/

Чиновники пересаживаются с «Мерседесов» на гоночные спорткары

Автомобильные аппетиты чиновников не знают границ. Они рассаживаются на все более дорогие иномарки. Некоторых уже не устраивают даже «Ауди», «БМВ» и «Мерседесы». Дело дошло до того, что мелкие региональные функционеры приобретают на бюджетные средства очень дорогие «Лексусы», элитные внедорожники или гоночные спорткары. Если так пойдет и дальше, через пару лет российское чиновничество в массовом порядке пересядет на бюджетные «Порше», «Ламборджини» и «Роллс-ройсы». Об этом в четверг пишет газета «Аргументы недели».

В 2004 году в России началась административная реформа. Цель была благой – работа чиновников должна была стать прозрачнее. Помимо прочего речь тогда зашла и о больной теме «ведомственных лимузинов». Государство пообещало провести ревизию автопарка. Сообщалось, что чиновники будут ездить за госсчет только на двух марках машин – «Волге» и «БМВ». Выполнить обещания удалось одному только Управлению делами президента. Его гараж действительно перевели на «БМВ» калининградской сборки.

Гуляй, казна!

В распоряжение издания попали данные о госзакупках автомобилей за последние несколько лет. Самое забавное – оказалось, казну «раздевают» вовсе не в Москве, а на местах. Больше всего, как отмечает издание, поражает несоответствие между масштабами «контор» и запросами их начальства.

Так, Центр гигиены и эпидемиологии в Москве обзавелся «Ауди А8» со скромным ценником в 4,6 млн. рублей. А ФГУП «Всероссийский центр карантина растений» приобрел две новые «Ауди А8» за 6,4 млн. рублей.

В Москве такие выходки не всегда проходят безнаказанно. Другое дело – регионы! Там понимают – казна заплатит за все, и нечего беспокоиться. Зато – какая радость местному начальству. Иначе зачем бы Управлению федеральной регистрационной службы по Курганской области (УФРС) понадобился автомобиль «Мазда 6»? Да еще и непременно в спортивном исполнении с двигателем 2,3 литра. И обязательно – цвета «зеленый металлик»? Именно такие трогательные подробности управление прописало в конкурсной заявке.

Российские «регистраторы» не экономят на «колесах» и в других регионах. Управление регистрационной службы Воронежской области купило «Лексус ЭрИкс 300». По сходной цене – 1,67 млн. рублей. Почин подхватило рязанское отделение УФРС. Оно обзавелось за счет казны внедорожником «Вольво XC 90» стоимостью 1,5 млн. рублей.

С чего вдруг у «регистраторов» по всей стране проснулась любовь к очень дорогим иномаркам? Рискнем предположить, что отмашку дало начальство. Видимо, по той же причине разгулялись и российские казначеи. Управление федерального казначейства по Саратовской области решилось на покупку внедорожника «Хендэ Санта Фе Суприм» за 1,376 млн. рублей. Тюменское отделение казначейства не сочло за грех спустить 2,4 млн. бюджетных рублей на «Тойоту Ленд Крузер 100».

Скромный «Лексус»

На фоне процветающих казначеев, растениеводов и регистраторов запросы управления Россельхознадзора по Оренбургской области выглядят скромно. Производственная необходимость заставила управление купить джип «Тойота Ленд Крузер Прадо» стоимостью 1,64 млн. рублей. Невско-Ладожское бассейновое управление и вовсе довольствовалось скромным автомобилем «Шевроле Трайл Блейзер» за 1,184 млн. рублей.

Не подкачал и Томский государственный университет. Вуз купил себе за счет бюджета две «Тойоты Камри» за 2,68 млн. рублей. Скромные все-таки люди – профессора. Могли бы и на «Порше» государство растрясти…

Хотя, как показало расследование газеты, пока чиновники стесняются покупать за счет бюджета машины уровня «Порше», «Мазератти» или «Феррари». Как ни странно, не было даже закупок «Инфинити». Видимо, только потому, что официальные поставки этой марки в нашу страну начались недавно. Но все впереди. По крайней мере, казна уже оплатила несколько десятков «Лексусов».

Что и говорить – машина хорошая. Правда, ни в одной стране мира чиновники не дошли до такой степени наглости, чтобы ездить на автомобилях этого уровня. Иные «Лексусы» стоят дороже квартиры! Да и обслуживание влетает в копеечку. Например, Федеральному управлению дорог Магадана одна только годовая страховка ОСАГО на роскошный внедорожник «Лексус ЛХ-470» обошлась в 21,7 тыс. рублей. Кстати, магаданское дорожное управление не забыло заодно застраховать за государственный счет и два внедорожника «Ниссан Сафари»…

Кто еще из госслужащих рассекает по Руси на «бюджетных» «Лексусах»? Таких чиновников так много, что скоро им впору будет открывать свой автоклуб. По данным издания, владельцами «Лексусов ДжиЭс-300» стоимостью 2 млн. рублей стали Архангельский областной суд, Тюменский государственный нефтегазовый университет и Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт.

«Лексус ЭрИкс-350» приглянулся руководству территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области. Машину той же марки прикупил и Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им. Бобкова.

Всех не перечислишь. Примеров у нас в запасе хватает. Интересно другое. Каким образом мелким чиновникам удается покупать элитные иномарки за счет казны? И при этом оставаться «чистыми»? Все просто. Государство само подложило себе свинью. Во-первых, выбор марки машины – дело вкуса конкретного начальника. Какую «закажет», такую и купят. Контроля никакого, главное – уложиться в бюджет. Во-вторых, хотя все госзакупки давно проводятся на тендерах, аукционах или конкурсах, это ничего не меняет. «Если заявку на поставку подала только одна фирма, ей и достается заказ», – объясняет информированный источник газеты.

Этой лазейкой чиновники пользуются вовсю. По подсчетам «АН», в половине случаев аукционы признают «несостоявшимися». Только из-за того, что на них явился всего один поставщик. По правилам, он и выигрывает конкурс. Ну и что, что изначально назначенная чиновниками стоимость автомобиля нередко выше, чем его цена у официального дилера? Так бывает сплошь и рядом, но на деле выигрывают «придворные» компании, а реальная стоимость машины, похоже, никого не волнует.

С «Волги» – на «Вольво»

По данным издания, государство тратит на закупку автомобилей 2,5 млрд. рублей в год. На этом фоне 149 млн. рублей, в которые обошлось обновление кремлевского автопарка, – капля в море. Но реальные расходы казны на содержание 800-тысячного ведомственного автопарка гораздо выше. Вот удачный пример. Несколько лет назад в Питере разразился грандиозный скандал. Городских чиновников в массовом порядке пересадили с «Волг» на «Вольво». Как обычно, власти объясняли это решение тем, что иномарка, хоть и дороже при покупке, но реже ломается и потому позволяет существенно экономить при эксплуатации.

Однако экономии при этом не вышло. Мало того что бюджет Петербурга потратил на эти машины 50 млн. рублей. Выяснилось, что расходы на эксплуатацию новых авто составят 75 млн. руб. в год. Вышло, что каждая машина обойдется городу в 150 тыс. руб. в месяц! При таких расходах государству дешевле было бы нанять машину с водителем на стороне.

Москва, Ольга Панфилова

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Интересные темы,