AMP18+

Политика

/

Тони Блэра списали в утиль

Шансы бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра занять пост президента Евросоюза сведены на нет. По сообщению бельгийских газет, лидеры Великобритании, Германии и Франции договорились не поддерживать кандидатуру Блэра на этот пост.

О том, что Блэр после ухода в отставку «должен продолжить играть важную роль в мировой политике», заговорили еще за год до его ухода с Даунинг-стрит. И по итогам отставки из Блэра быстро сделали спецпосланника Евросоюза по урегулированию ближневосточного конфликта, пишет «Взгляд».

Однако несколько месяцев его работы в новом качестве не принесли заметного результата. Даже бывшему президенту США Джимми Картеру, который, вопреки желанию Вашингтона, прилетел на Ближний Восток на встречу с представителями враждующих сторон, удалось добиться большего.

Впрочем, его заявление о том, что «Хамас» готов признать государство Израиль, не в полной мере отражало действительность. Выступившей на экстренной пресс-конференции один из лидеров «Хамаса» Халед Машааль (как раз с ним и встречался Картер) заявил, что речь идет о признании Израиля в исторических границах от 1967 года.

Но сам Израиль вряд ли согласится с такой трактовкой вопроса, а равно и с другим требованием Машааля, согласно которому столица Палестины должна быть в Иерусалиме. Тем не менее, Картеру удалось привлечь к своим действиям большое внимание и показать, что переговоры с хамасовцами могут быть результативны.

Инициативы Блэра, которые прессой почти не освещались, подобных дискуссий не вызывали и продолжения не имели. А ведь еще в феврале шансы Блэра стать первым президентом ЕС расценивались британской прессой как вполне реальные. Для этого ему было необходимо выполнить лишь некоторые условия, и наблюдатели их невыполнимыми не считали.

Стоит отметить, что сами еврочиновники неохотно рассуждают на тему будущего дележа постов в ЕС. Сейчас в парламентах стран Евросоюза идет ратификация Лиссабонского договора (только в Ирландии этот вопрос вынесут на референдум), которым заменят неудавшийся проект Евроконституции. Пока данный процесс не завершится, многие боятся нагнетать ажиотаж по поводу распределения новых полномочий. В противном случае договор может постигнуть та же участь, что и конституцию.

Если неожиданностей не произойдет, договор вступит в силу 1 января 2009 года. Но Блэр, судя по всему, в любом случае остается не у дел. «Мы договорились с Францией и Германией не поддерживать кандидата, которого не хотела бы видеть одна из сторон», – заявил европейской прессе неназванный британский дипломат.

О поддержке кандидатуры Блэра до последнего момента открыто заявлял президент Франции Николя Саркози. А федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, согласно сообщениям СМИ, напротив, изначально не желала видеть Блэра первым президентом ЕС.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун, со своей стороны, лишь несколько раз обмолвился о потенциальных деловых качествах своего предшественника. Брауна понять можно. С человеческой точки зрения он Блэра терпеть не может, и Блэр отвечает ему взаимностью.

Ни для кого не секрет, что в качестве своего преемника Блэр предпочел бы видеть кого угодно, но только не Брауна. Однако партия лейбористов рассудила иначе. Чем ближе момент истины, тем очевиднее крах Блэра. Недавно против кандидатуры британца высказался новый премьер-министр Бельгии Ив Летерм, и Европу теперь ждут жаркие дебаты по компромиссной фигуре.

Впрочем, крест на Блэре еще не поставили. Наблюдатели не исключают, что его сделают министром иностранных дел ЕС. Однако большинство подчеркивает, что на этой должности неплохо бы смотрелся и верховный комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана.

Что до высшей должности, бывший президент Франции и главный разработчик проекта Конституции ЕС Валери Жискар д'Эстен заявил, что на посту первого президента ЕС требуется «собственный Джордж Вашингтон». Он считает, что страны ЕС не должны «ошибаться и огорчать историю Европы выбором первого президента».

Как утверждает пресса, лидеры Франции и Германии, со своей стороны, склонны поддержать выдвижение на пост первого президента ЕС кандидатуры премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера. Он ветеран европейской политики и один из самых авторитетных лидеров ЕС.

Упоминаются также премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен, бывший премьер Ирландии Берти Ахерн, экс-президент Польши Александр Квасьневский, экс-канцлер Австрии Вольфганг Шюссель и бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт, а также экс-премьер Болгарии Симеон Сакс-Кобург-Готский.

У каждого из этих политиков есть как сильные, так и слабые стороны, но шумиха вокруг данных кандидатур несравнима с шумихой вокруг Блэра. Связано это еще и с тем, что Европе пришлось понаблюдать уже не за одним антиблэровским митингом: граждане ЕС помнят роль экс-премьера Ее Величества в деле начала войны в Ираке и в президенты его не хотят ни под каким соусом.

Президента будут избирать на 2,5 года. Пока еще не до конца решено, какими полномочиями он будет наделен. Те же Германия, Франция и Великобритания стремятся сами захватить лидерство в союзе, и вряд ли кто-то из них согласиться передать инициативу единому президенту.

Тот же Николя Саркози, которому принадлежит идея создать Средиземноморский союз, всеми силами доказывает, что Париж делает огромную ставку на внешнеполитическую линию. Так что обязанности первого президента ЕС могут стать чисто административными и свестись к председательствованию на встречах европейских лидеров.

В частности, в этом убеждена эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко. Газете «Взгляд» она пояснила, что сама должность президента ЕС уже сейчас котируется не слишком высоко. Из-за этого борьба за нее идет относительно вялыми темпами.

Однако Франция и Германия заинтересованы понизить в Евросоюзе котировки Великобритании вообще и Блэра в частности, чтобы не растерять часть своих полномочий. По мнению эксперта, утечка информации о тайном сговоре политиков против Блэра специально создана с целью дестабилизировать обстановку в Евросоюзе.

Впрочем, Меркель и Саркози заинтересованы и в том, чтобы Блэр оставался на посту спецпосланника ЕС по ближневосточному урегулированию. И на то есть две причины: Блэра просто некем заменить, а вдобавок на него можно списать все неудачи в попытках примирить враждующие стороны.

«Блэр – такой человек, на которого можно свалить все ошибки за провал последующих решений. С этим связано желание оставить Блэра там, где он сейчас», – сказала Евгения Войко газете «Взгляд».

Лондон, Анфиса Шахова

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия,