Российский МИД разъясняет позицию по Абхазии и Южной Осетии
Грузия и ряд других стран утверждают, что объявленные 16 апреля поручения президента России правительству России относительно защиты прав и интересов жителей Абхазии и Южной Осетии якобы противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и направлены на «аннексию» этих регионов.
В связи с этим, сообщает «Новый Регион», Департамент информации и печати МИД России выступил со специальным заявлением, разъясняющим позицию Москвы по этому вопросу. Объявленные Россией меры по защите интересов жителей Абхазии и Южной Осетии обусловлены особой ситуацией в этих регионах.
Она характеризуется тем, что ввиду неурегулированности вооруженных конфликтов Грузия не осуществляет в полной мере свою юрисдикцию на их территории, контроль там осуществляется фактическими властными структурами, при этом жители этих районов по сути лишены возможности реализовывать подчас самые элементарные права человека.
Эта ситуация существует уже в течение многих лет. Между тем, жизнь в Абхазии и Южной Осетии продолжается: люди рождаются, вступают в брак, учатся, работают, торгуют и т.д. У них есть базовые, основные права, без обеспечения которых нормальная человеческая жизнь невозможна.
Жители непризнанных республик и так все эти годы являются заложниками межнациональных конфликтов, которые вспыхнули после того, как власти в Тбилиси упразднили автономию Абхазии и Южной Осетии, а войска Госсовета Грузии двинулись походом на Сухуми.
Сегодня осуществление фактическими властями Абхазии и Южной Осетии контроля и правового регулирования на этих территориях позволяет поддерживать элементарный порядок, осуществлять борьбу с преступностью, совершать коммерческие и бытовые сделки. Признание определенных актов этих властей не связано с признанием их статуса.
В отношении конкретных поручений президента российский МИД отмечает следующее:
1. Признание документов, выдаваемых фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии.
В международном праве признается, что незаконность того или иного органа власти не влечет автоматически недействительность любых актов такого органа. Считается, что те его акты, которые являются неотъемлемым условием реализации основных прав человека, являются действительными.
Речь идет, например, о регистрации актов гражданского состояния. Их непризнание с очевидностью влекло бы весьма негативные последствия для жителей соответствующей территории. Этот тезис подтверждается судебной практикой государств (в т.ч. США, Великобритании), а также международных судебных органов, включая Международный Суд ООН и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
2. Контакты с фактическими властями Абхазии и Южной Осетии.
Возможность осуществления контактов с фактическими органами власти непризнанных республик вытекает из тех же норм международного права. В частности, в упомянутом консультативном заключении Международного Суда указывается: «Непризнание ... не должно влечь лишение населения ... преимуществ от международного сотрудничества».
Контакты будут направлены прежде всего на защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан в Абхазии и Южной Осетии и будут осуществляться в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях, в сфере информации, культуры и образования.
Этот перечень показывает преимущественно гуманитарный характер предполагаемых связей. Он в целом соответствует той практике сотрудничества с непризнанными образованиями, которую применяют другие государства, в частности США. Кстати, по российскому законодательству международное сотрудничество в указанных сферах может осуществляться и на уровне субъектов Федерации.
В резолюциях Совета Безопасности ООН по грузино-абхазскому урегулированию подчеркивается необходимость «в срочном порядке обеспечить экономическое развитие в Абхазии, Грузия». Исходим из того, что в условиях той линии, которую Тбилиси реально, а не на словах проводит в отношении Сухуми, это положение резолюции может быть выполнено лишь в прямых контактах с абхазскими властями.
Необходимо отметить также, что способность абхазских органов власти принимать юридически действительные решения также косвенно признается в резолюциях Совета Безопасности ООН. В них регулярно содержатся те или иные призывы к «абхазской стороне», выполнение которых без осуществления правового регулирования едва ли возможно.
3. Признание правосубъектности абхазских и югоосетинских юридических лиц.
Данное решение продиктовано теми же соображениями. Понятно, что сотрудничество в интересах населения непризнанных республик будет находить свое конкретное наполнение в прямых связях граждан и хозяйствующих субъектов. Без признания последних такое сотрудничество вряд ли могло бы осуществляться.
4. Правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам.
Россия и Грузия являются участниками заключенной государствами-участниками СНГ Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., а также Конвенций Совета Европы о выдаче 1957 г., о правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и о передаче осужденных лиц 1983 г.
Вместе с тем, неспособность грузинских властей выполнять их положения в отношении Абхазии и Южной Осетии признается самой Грузией. Подтверждением этому является факт формулирования грузинской стороной соответствующих оговорок к некоторым конвенциям об их неприменении к территории Абхазии и Южной Осетии.
Такие оговорки сделаны Грузией к упомянутой Европейской конвенции 1957 г., а также к Конвенции о статусе беженцев, Европейской конвенции о международной действительности приговоров по уголовным делам, Европейской конвенции о пресечении терроризма и др.
5. Осуществление консульских функций.
Речь идет о том, что территориальные органы МИД России в Краснодарском крае и в Северной Осетии будут в случае необходимости осуществлять консульские функции в интересах жителей Абхазии и Южной Осетии. Исходим из того, что Россия вправе самостоятельно определять функции своих собственных органов власти на своей собственной территории.
Таким образом, совершенно очевидно, что российские шаги направлены на обеспечение основополагающих прав жителей Абхазии и Южной Осетии, а не на установление какого-либо контроля над территориями непризнанных республик, пишет в заключение Департамент информации и печати МИДа России.
Москва, Наум Захаров
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».