Европейцы усиливают позиции в Центральной Азии
Сегодня в Узбекистан прибыл действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Александр Стубб, являющийся одновременно министром иностранных дел Финляндии.
Визит высокопоставленного европейского чиновника призван подвести итог периоду, когда Запад пытался «наказать» Ташкент за события в Андижане. Теперь американцы и европейцы сменили кнут на пряник в надежде вытеснить из региона Россию и Китай, пишет РБК daily.
Турне Александра Стубба по Средней Азии продлится со 2 по 5 июня. В ходе поездки он намерен посетить Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. Но центральным пунктом визита станет, судя по всему, Ташкент.
Как известно, именно на Узбекистан американцы ранее делали ставку в реализации своей среднеазиатской политики, стремясь превратить республику в лояльного Западу «регионального лидера». Но все перечеркнули события мая 2005 года в Андижане. Запад обвинил Ташкент в кровавом подавлении беспорядков, нарушении прав и свобод человека и ввел против республики санкции.
В ответ президент Узбекистана Ислам Каримов выдворил из страны американскую военную базу и отказал в сотрудничестве западным компаниям. Многолетние усилия американской дипломатии в этом регионе пошли прахом.
Однако теперь ситуация принципиально меняется. Запад пытается взять реванш и проявляет большую заинтересованность в запасах среднеазиатских углеводородов, которыми особенно богаты Туркмения, Узбекистан и Казахстан.
США и Евросоюз прилагают огромные усилия, чтобы вовлечь страны региона в проекты транспортировки нефти и газа в обход России. Отчасти это уже дает свои плоды – Казахстан недавно согласился на поставки нефти по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
В официальной повестке визита Александра Стубба в Ташкент – обсуждение вопросов выполнения международных обязательств странами – членами ОБСЕ, прав человека, безопасности границ, охраны окружающей среды, регионального сотрудничества, а также укрепления стабильности в регионе. Кроме того, Стубб планирует поднять тему Афганистана.
Однако, по мнению экспертов, главная цель визита высокопоставленного чиновника – попытка активизировать политику Запада, особенно Евросоюза, на среднеазиатском направлении в надежде оторвать этот регион от России и нейтрализовать растущее влияние Китая.
«Действительно, за последние пару лет очень сильно возросло давление со стороны именно западноевропейских структур», – отметил в беседе с РБК daily Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований.
По его словам, до этого ЕС был слабо представлен как геополитический игрок в регионе. «Основную роль играли Россия, Китай, США и, в какой-то степени, исламский мир. А сейчас европейцы, опираясь на свои структуры, пытаются проникнуть в Среднюю Азию, чтобы вытеснить оттуда и Россию, и Китай», – считает Куртов.
Как известно, ОБСЕ активно используется американцами и, в меньшей степени, европейцами как инструмент давления на страны постсоветского пространства. Под лозунгами «защиты прав человека» и «демократических свобод» ОБСЕ добивается того, чтобы к власти в этих государствах пришли прозападные политические силы – как Михаил Саакашвили в Грузии или Виктор Ющенко на Украине.
А в последнее время эта структура активизировала свое проникновение и в страны Средней Азии, где традиционно господствуют авторитарные политические режимы. Казалось бы, представители ОБСЕ должны нещадно критиковать власти Узбекистана, Казахстана и Туркмении за «недемократичность» и многочисленные нарушения прав человека. Какое-то время, действительно, так оно и было, но в последние годы ситуация принципиально изменилась.
«ОБСЕ очень резко снизила свой градус критики в отношении того, что происходит в Центральной Азии, в том числе в Туркменистане и Узбекистане. В организации поняли, что «лобовой атакой», которая была предпринята Западом после событий в Андижане, и выкручиванием рук узбекскому президенту Исламу Каримову ничего не добьешься», – отмечает Аждар Куртов.
Сейчас представители и ОБСЕ, и ЕС выступают очень мягко – они даже хвалят режимы Средней Азии за «достижения в области демократии», за отказ от применения смертной казни в некоторых республиках, за реформу судебной системы. То есть, по мнению эксперта РИСИ, вопросы демократии и прав человека используются как разменная карта.
Европейцев интересует присутствие и в сфере безопасности (особенно контроль границ), и, главное, в экономической сфере, убежден Аждар Куртов. Узбекистан и Туркмения богаты углеводородами, а в Таджикистане есть гидроресурсы.
«Теперь они открыто говорят на тех форумах, где я присутствовал, что республикам Средней Азии следует снизить интенсивность отношений с Россией и больше ориентироваться на западноевропейские структуры», – рассказывает эксперт.
«Европейцы понимают, что продолжать давление на Узбекистан невыгодно. Ведь даже США не ввели санкции, ограничившись жесткой риторикой, что, впрочем, не помогло им сохранить базу», – соглашается руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
По его словам, американцы через свои восточноевропейские креатуры (Польшу и Прибалтику, которые выступают за жесткие санкции против Ташкента) попросту подставили Евросоюз. Сейчас европейцы дозрели до понимания, что играют в чужие ворота, и стараются изменить существующее положение, сохранив при этом лицо.
Но, как сказал Андрей Грозин РБК daily, «если сильно «прижмет» и узбекский газ действительно станет необходимым для их газопроводов, то все эти вопросы с лицом забудутся, а на мнение правозащитных организаций просто наплюют».
Особенно показательно в этом отношении выглядит решение предоставить Казахстану председательство в ОБСЕ в 2010 году. Оно было принято сразу же после того, как Нурсултан Назарбаев дал согласие на поставки нефти по лоббируемому Западом трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».