AMP18+

Политика

/

Россия – ЕС: новые проблемы, новые задачи

21-й саммит ЕС – Россия должен состояться в Ханты-Мансийске 26-27 июня 2008 года. Встреча явится началом перехода двусторонних отношений на новый уровень, поскольку в практическую плоскость перешел процесс разработки нового базового соглашения, которое должно прийти на смену Соглашению о сотрудничестве и партнерстве 1997 года.

Процесс переговоров займет не менее года, для ратификации принятого документа потребуется года три. Предстоящий саммит станет важной вехой в формировании правовой базы международных отношений XXI века, пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Виктор Бегер.

Выработка нового базового соглашения сопряжена с проблемами развития самого Евросоюза, со сменой в нем с 1 июля председательствующей страны (новый председатель – Франция), а также с итогами прошедшего недавно саммита ЕС – США.

Июньский визит американского президента в Европу свидетельствует о стремлении США перейти к более широкому сотрудничеству с Германией, Францией, Италией. Буш обратил внимание на то, что его «лучшим другом» стал Саркози, сменив Блэра, а Франция – «первым другом» Америки. Саркози идет на укрепление связи Франции с НАТО, не исключая возвращение страны в военные структуры блока.

При этом французы намерены сами решать вопрос об участии их вооруженных сил в военных операциях Альянса, в мирное время не передавать войска под командование НАТО, сохранить суверенный контроль над своим ядерным потенциалом.

17 июня французский президент обнародовал основные положения «Белой книги». Она содержит стратегические приоритеты обороны и безопасности страны на ближайшие 15 лет, напоминает Фонд стратегической культуры.

В то же время реализуется инициатива Франции о создании под эгидой ЕС Средиземноморского союза (Тунис, Марокко, Ливия, Алжир, Турция, Египет, Франция, Греция, Италия, Испания, Мальта, Португалия).

Комитет Европарламента по внешней политике планирует обсудить заключение «специфических договоренностей» (Черноморского союза) со странами черноморского бассейна, не входящими в ЕС, чтобы увеличить экономическое влияние Евросоюза в регионе и обеспечить его участие в разрешении региональных конфликтов.

К сотрудничеству планируется привлечь Турцию, Россию, Украину, Молдавию, Грузию, а также страны, не имеющие выхода к Черному морю, – Армению, Азербайджан и Албанию. Наверное, эти и другие организации имела в виду Кондолиза Райс, когда она вела речь о «связной Европе» с «работающими отношениями».

Совместимы ли существующие и формируемые военно-политические отношения с основным предназначением ЕС? Такой вопрос может закономерно возникать у стран (Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, Швеция, Финляндия), входящих в состав Евросоюза, но не НАТО. А если новые военно-политические функции нужны Евросоюзу, то чем будет заниматься все расширяющийся Альянс?

Несмотря на интенсификацию развития в рамках ЕЭС военно-политических связей, в обозримой перспективе создание сколько-нибудь интегрированной оборонной мощи в рамках Евросоюза маловероятно. Это, в свою очередь, означает, что доминирующей структурой на Западе в военно-политическом отношении будет оставаться НАТО.

Стремление Франции иметь собственную политику было отмечено российским премьером в начале июня в интервью «Ле Монд» после переговоров с Саркози: «Франция проводила и проводит, и, надеюсь, будет проводить независимую внешнюю политику».

Владимир Путин, в свою очередь, заявил: «Мы многого ждем от председательства Франции в Евросоюзе. Прежде всего, ждем конструктивного диалога, направленного на создание необходимой правовой базы нашего взаимодействия с Евросоюзом».

На саммите в Ханты-Мансийске, вероятно, обратят внимание на то, что в новом базовом соглашении понадобится прописать положения о сотрудничестве ЕС и России как партнеров.

Если не удастся реализовать предложения российской стороны о повышении роли трех ветвей европейской цивилизации (России – ЕС – Северной Америки) в обеспечении единства пространства «Большой Европы» от Ванкувера до Владивостока. Тем более, как подчеркнул Лавров, в ЕС согласились первую статью нового договора посвятить сфере безопасности и обороны.

Начало переговоров о подготовке нового соглашения ЕС – Россия совпало по времени с осознанием неприемлемости выдвижения к России «завышенных или политизированных требований», вступлением в завершающую стадию процесса присоединения России к ВТО.

В связи с этим как раз и нужна воля ЕС как единого субъекта политики, в том числе и по вопросам экспортных пошлин, госпредприятий в сфере торговли товарами и в сфере услуг, объему поддержки сельского хозяйства.

За сухими цифрами товарообмена ЕС и России (половина российского внешнеторгового оборота, третье место России в списке стран-экспортеров в ЕС и четвертое в списке импортеров) скрывается потенциал будущего сотрудничества в глобальной экономике.

Россия и ЕС стоят на пороге нового этапа сотрудничества. От принятых принципиальных решений в Ханты-Мансийске, в соответствии с которыми будет формироваться правовая основа отношений, зависит многое, отмечает Фонд стратегической культуры.

Скорейшее начало переговоров и подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом положит начало их новому сближению, позволит более успешно решать вопросы коллективной безопасности, устойчивого социально-экономического развития, объединения усилий для преодоления вызовов времени и своевременной реакции на существующие угрозы.

Наряду с укреплением стратегического сотрудничества по линии Москва – Брюссель России важно продолжать работать в плане общих интересов и совместных действий в сфере международной безопасности с отдельными странами – членами ЕС на двусторонней основе (особенно с ФРГ, Францией и Италией), ибо единой политики Европы в области безопасности и обороны попросту не существует.

Страны ЕС могли бы больше внимания уделить объявленной стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, Россия – перспективам развития ЕС, чтобы ресурсы Европы и России работали во взаимных интересах, а не использовались в интересах третьих стран. От эффективного согласования политики ЕС и России во многом зависит общий характер современных международных отношений.

Москва, Всеволод Ягужинский

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Сибирь, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,