Белоруссия стремительно «уплывает» от России на Запад
В 2006-2008 годах стал намечаться отход белорусского руководства от отождествления его интересов с Союзным государством. Результатом новой геополитической ориентации Минска явился проект «За Беларусь».
Как пишет на сайте Фонда стратегической культуры политический обозреватель Юрий Баранчик, новый проект подразумевал превращение Белоруссию в своеобразную «Брестскую крепость», которая находится в кольце вражеского окружения: с Востока – имперская Россия, с Запада – имперские США и ЕС.
Стало заметно, что за всё это время, опираясь только на устные договорённости с Минском, Россия так и не создала в Белоруссии политическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы её влияние на белорусскую политику.
Одновременно, в условиях отсутствия продвижения в строительстве Союзного государства, Россия, начиная с 2007 года, стала постепенно, но неотвратимо снимать Белоруссию с дотационной иглы дешёвых энергоносителей (в первую очередь имеются в виду цены на газ).
«Экономическое принуждение к сотрудничеству» без ясной политической цели не дало позитивного результата по той причине, что Белоруссия как в силу особенностей политического режима, так и в условиях отсутствия финансовой подушки и щадящего переходного периода не в состоянии была осуществить «мягкий» разворот к рыночной экономике.
В итоге у Лукашенко оставалось только два варианта действий: вернуться в Союзный проект или начать заигрывание с Западом, и Минск выбрал второй вариант. А в результате уже через два года, несмотря на «дикие» темпы экономического роста, республика проела все свои сбережения и вынуждена была снова обратиться за поддержкой, но теперь в виде кредитов не только от России, но от Запада.
Так бы и катился этот процесс превращения Белоруссии в «Северную Корею» в центре Европы, если бы не мировой «финансовый кризис» и освободительная война народов Абхазии и Южной Осетии. Наложение этих двух ситуаций друг на друга кардинально изменило геополитический проект Минска.
С одной стороны, Западу стало принципиально важным перетянуть Белоруссию на свою сторону. Требование к Минску было только одно: так как в США и ЕС есть общественное мнение, необходимо обозначить движение Белоруссии к демократии.
Официальный Минск с удовольствием стал играть в эту игру, что и отметил в Чернигове Лукашенко, обращаясь к Ющенко: «Я хотел бы поблагодарить вас за ту колоссальную поддержку, которую вы оказывали на различных уровнях, встречаясь с европейцами и американцами. То, что сегодня налажен диалог между Беларусью и Западом, в этом есть и ваша заслуга».
С другой стороны, мировой кризис обнажил истинный размер той ямы, в которой находятся белорусская экономика и финансовая система: по сути, самостоятельно обеспечивать своё существование республика не в состоянии, она нуждается в постоянном дотировании со стороны своих партнёров. Размер необходимых дотаций – примерно 6-8 млрд. долларов в год. Только в этих условиях может существовать «независимое государство Республика Беларусь».
В настоящее время в политической жизни Белоруссии представлены власть, оппозиция и Запад, причём прозападным теперь является и официальный Минск. (Только если оппозиция на корню скуплена Западом и никакой самостоятельности не имеет, то власть, выходя на западный политический рынок, ещё пытается выторговывать себе некие преимущества).
Кого нет на политическом поле Белоруссии – так это России. Россия полностью уступила политическое пространство Белоруссии Западу, серьёзно окопавшемуся при всех сколько-нибудь значимых субъектах политической системы республики. Разворот Минска на Запад, начавшийся примерно с мая 2006 года и многократно усилившийся в 2008 году, был особенно акцентирован в последние дни.
Во-первых, последовало заявление бывшего замглавы президентской администрации, а ныне вице-спикера нижней палаты белорусского парламента Рубинова: «Мы уверены, что наше будущее напрямую связано с Евросоюзом».
Затем – заявление одного из экспертов, систематически обслуживающего власть: «… мы с этого курса на сближение с Западом, который теперь определился, в ближайшее время не сойдём. Хотя бы потому, что нам нужен кредит МВФ и мы уже многое сделали, чтобы этот кредит получить, и назад здесь, как говорят, дороги нет».
Во-вторых, 27 января при администрации президента Белоруссии был создан некий Общественный совет, в который приглашены представители белорусской общественности и, прежде всего, представители оппозиционных (прозападных) партий и движений.
А так как пророссийских партий в Белоруссии нет, их, естественно, нет и в новом общественном совете, который займется «выработкой предложений по совершенствованию направлений социально-экономического и политического развития страны».
В-третьих, на встрече 27 января председателя «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТНБ) О.Трусова с председателем Национальной государственной телерадиокомпании А.Зимовским была достигнута договоренность о расширении употребления белорусского языка на отечественном телевидении.
Стороны пришли к согласию по пяти пунктам: открыть 10-15-минутную передачу «Гаворым па-беларуску»; создать цикл передач на белорусском языке на историческую тематику и первый цикл посвятить 600-летию победы белорусов в составе войска Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве.
Планируется также совместно с Институтом языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной Академии Наук Белоруссии сделать передачу, посвящённую 10-летию Международного дня родного языка, отмечаемого ЮНЕСКО; раз в месяц организовывать на телевидении тематические круглые столы по вопросам белорусского языка и культуры с участием общественных организаций, в том числе ТБМ, «Таварыства беларускай школы» и «Згуртавання беларусаў свету «Бацькаўшчына»; возобновить дублирование фильмов на белорусский язык с дальнейшим их показом на отечественных телеканалах.
Здесь налицо согласованная система мероприятий с целью а) резкого повышения «белорусизации» страны в противовес связям с Россией, б) приглашения прозападной оппозиции в неформальные (пока) структуры при власти. Всё это похоже на стремление официального Минска как можно быстрее «отмыться от пророссийскости» в глазах своих новых партнёров и получить индульгенцию на продление полномочий нынешней власти от Запада.
По сути, единение белорусской власти и прозападной оппозиции на антироссийской основе произошло. Минск уже вступил одной ногой в тот «санитарный кордон», которым США много лет пытаются огородить Россию. С 1991 года Москва демонстративно не вмешивается во внутренние дела Белоруссии.
Запад же, напротив, никогда не покидал белорусскую политическую сцену, финансировал и политически поддерживал оппозицию, и будет заниматься этим дальше – вне зависимости от направления внешней политики Москвы и того, кто стоит в Беларуси у власти.
Ключевой вопрос стратегии России в отношении Беларуси формулируется так: участвует Россия в белорусской политической жизни или нет? И в чём смысл выталкивающего Беларусь на Запад сокращения ее экономического дотирования? – заключает Юрий Баранчик на сайте Фонда стратегической культуры.
Минск, Павел Никоненко
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».