Сотрудничество ФБР и ФСБ практически заморожено Спецслужбы разочарованы пассивностью РФ в совместной борьбе с террором
После терактов, произошедших 29 марта в московском метро, американские спецслужбы предлагали российским свою помощь, но это предложение было отвергнуто, утверждают источники The Washington Post. В Центре военного прогнозирования считают, что количество терактов в стране могло бы сократиться, если бы Россия стала отзывчивее к своим западным партнерам по борьбе с террором.
Согласно The Washington Post, взаимоотношения ФБР и ФСБ в течение нескольких лет постепенно ухудшались и стали до такой степени натянутыми, что после московских терактов 29 марта российские спецслужбы вовсе отказались от американской помощи. «ФБР предложило Москве содействие в связи с терактами в метро, но русским оказалась не нужна никакая помощь в расследовании такого рода. По их словам, они и так отлично знают опасных игроков с Кавказа, и не раз уже через это проходили», – цитирует издание свой источник.
Пресс-служба ФСБ отказалась комментировать GZT.RU эту информацию, а в Следственном комитете при прокуратуре России, который занимается расследованием московской трагедии 29 марта, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не смогли. «Мы не обладаем такими сведениями, поскольку любые международные контакты по линии спецслужб проходят именно через ФСБ, – заявил GZT.RU один из представителей ведомства. – Тем не менее, мы осведомлены о том, что иностранные спецслужбы заинтересованы в сотрудничестве».
По мнению американских агентов, отказ ФСБ от американской помощи неудивителен. Отношения московского представительства ФБР с российскими коллегами последние годы напоминали улицу с односторонним движением и вызывали бесконечное разочарование в штаб-квартире ЦРУ, сообщил The Washington Post анонимный сотрудник разведывательного управления.
«ФСБ охотно просматривала базы данных американских спецслужб в поисках информации. Если же мы просили помочь, то не получали даже ответа, не говоря уже о реальном содействии», – заявил собеседник издания. Очевидно, теперь двусторонние контакты грозят прерваться окончательно.
Спецслужбы двух стран успешно работали в Узбекистане, и один из высокопоставленных руководителей американского контртеррористического ведомства, общавшийся с газетой The Washington Post на условиях анонимности, выразил глубокое сожаление, что этот удачный опыт так и не повторился. «Сразу после 11 сентября 2001 года они помогли нам и узбекским спецслужбам нейтрализовать Исламское движение Узбекистана, а теперь мы работаем вместе лишь от случая к случаю», – заявил он.
После 11 сентября 2001 года Пентагон так и не дождался от России какой-либо помощи в том, что касается террористических операций на территории бывших советских республик, граничащих с Афганистаном. ФСБ занято только Чечней, а международное сотрудничество в борьбе с «Аль-Каидой» находится далеко не на первом месте в их списке, сказал собеседник The Washington Post.
Руководитель центра военного прогнозирования и член Общественного совета при министерстве обороны Анатолий Цыганюк согласен с упреками западных коллег и считает сложившуюся тенденцию тревожной. Цыганюк подтвердил GZT.RU, что европейские и американские спецслужбы не могут договориться с российскими коллегами. «Мы обещаем, что будем бороться с международным терроризмом вместе с нашими братьями по оружию, обещаем поддерживать в этом НАТО, но реально ничего не даем», – сказал Цыганюк.
Основной причиной этого эксперт считает излишнюю увлеченность России собственными интересами и отрицание того, что помощь западным коллегам входит в их число. В качестве примера Цыганюк привел тот факт, что Россия, в отличие от остального мира, до сих пор не признала террористическими «Хамас» и «Хезболла». «Нам неинтересны эти движения, потому что их нет на Кавказе», – сказал он.
Другой причиной сложившейся ситуации Цыганюк считает то, что в отечественных спецслужбах до сих пор слышны отголоски холодной войны. «Советские настроения в отечественной службе безопасности все еще очень сильны. Поэтому мы до сих пор не можем осознать, что положить конец эпохе террора, в которую вступил весь мир, можно только совместными усилиями», – добавил собеседник GZT.RU.
Он предположил, что, если бы российская сторона активнее налаживала контакты с американской, можно было бы эффективнее отслеживать финансовые потоки из Пакистана и Саудовской Аравии, поддерживающие террористов. «Это в какой-то мере, пусть косвенно, помогло бы избежать трагедий, подобных той, что 29 марта потрясла Москву», – заявил он.
В 2009 году бывший замдиректора ЦРУ и руководитель службы тайных операций Стивен Каппс отклонил предложение ФСБ принять участие в ежегодной международной конференции, которая проходила в Сочи. «ЦРУ побоялось участвовать в этом сборище, больше похожем на многодневную пьянку», – вспоминает бывший сотрудник ЦРУ.
Европейские спецслужбы, за исключением представителей бывших советских прибалтийских республик, направили своих высокопоставленных представителей на это мероприятие. «Там были шикарные обеды, роскошные ужины, большая попойка, оратор за оратором. И все это напоминало большой чекистский театр. Впечатляющее и тщательно подготовленное шоу, но абсолютно бессодержательное», – рассказал собеседник The Washington Post.
Он отметил, что главной целью, которую Россия преследовала, приглашая западных коллег на такие мероприятия, было получить «своеобразный знак одобрения своих действий по борьбе с националистами в Чечне».
Москва – Вашингтон, Марат Бубновский
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».