AMP18+

Политика

/

Ходорковский поймал Медведева на гуманизации Экс-глава ЮКОСа начал бессрочную голодовку, требуя разъяснений президента за нарушение новых законов

Михаил Ходорковский объявил бессрочную голодовку из-за продления ему и Платону Лебедеву срока ареста на 3 месяца. Бывший глава крупнейшей в России нефтяной компании заявляет, что будет продолжать голодовку до тех пор, пока не получит подтверждения того, что президент России Дмитрий Медведев знаком с ситуацией. В заявлении Ходорковский ссылается на поправки к Уголовно-процессуальному кодексу России, подписанные месяц назад главой государства, по которым мера пресечения в виде заключения под стражу применяется к обвиняемым в экономических преступлениях лишь в исключительных случаях, определенных ст. 108 УПК РФ (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда).

«Хамовнический суд, принимая 14.05.2010 г. решение о продлении моего ареста, открыто проигнорировал изменения, недавно внесенные в ст.108 УПК РФ. Хотя и по смыслу закона и в соответствии с п.3 Постановления КС РФ от 22.03.2005 г. 4 П при продлении срока содержания под стражей необходимо руководствоваться указанной статьей на всех стадиях судопроизводства.

Суд даже не счел необходимым объяснить причину неприменения закона.

Мне известно, что – это не единичный случай подобного игнорирования именно данных поправок в УПК на стадии судебного разбирательства.

Подчеркивая, речь идет не обо мне. Я нахожусь и буду находиться в тюрьме вне зависимости от принятого судом решения, однако не могу согласиться с таким демонстративным саботажем закона, внесенного Президента РФ по его личной инициативе и вступившего в законную силу, в том числе для борьбы с рейдерством и коррупцией в правоохранительных структурах», – говорится в заявлении Михаила Ходорковского, которое цитирует радио «Свобода».

«Если президент согласится, что внесенные им, принятые Федеральным Собранием РФ и подписанные им законы могут не исполняться судейскими и иными чиновниками по их собственному усмотрению, я смирюсь на этом этапе с моей конкретной ситуацией», – отметил экс-глава ЮКОСа.

Оглашая в минувшую пятницу постановление о продлении ареста, судья Виктор Данилкин мотивировал его тем, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются по тяжким статьям УК; их дело, состоящее из 188 томов, рассматривается в суде и «закончить разбирательство по нему до истечения» предыдущего срока ареста «не представляется возможным». Кроме того, судья указал, что подсудимые по его делу сейчас отбывают наказание по приговору Мещанского суда Москвы от 16 мая 2005 года (они были приговорены к девяти годам, потом Мосгорсуд скостил им по году). Но главное, отметил судья, «основания, которые были учтены при избрании меры пресечения Ингодинским районным судом Читы и дальнейшем продлении срока содержания под стражей подсудимых Ходорковского и Лебедева, в настоящее время не отпали», – приводит «Коммерсант» заявление суда.

В ходатайстве о продлении срока ареста прокурор заявил, что в случае нахождения на свободе подсудимые могут оказать давление на свидетелей и уничтожить доказательства, уточняет Infox. Лахтин сослался на некую оперативную справку, в которой говорилось, что в случае изменения меры пресечения Ходорковский и Лебедев могут скрыться от суда.

Напомним, что в мае 2005 года глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев были признаны виновными по шести статьям Уголовного кодекса РФ и приговорены к 9 годам лишения свободы. Позднее срок наказания был сокращен до 8 лет, после чего совладельцы ЮКОСа были этапированы для исполнения приговора в колонии: Ходорковский – в Краснокаменск Читинской области, Лебедев – в поселок Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2006 году было возбуждено второе уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева. Опальных бизнесменов обвинили в хищении 350 млн. тонн нефти на сумму более 892 млрд. рублей и отмывании денег. Слушания по делу начались весной 2009 года в московском суде. Обвиняемые не признают свою вину.

Статья 108 УПК РФ определяет условия, при которых подозреваемым может быть назначена мера пресечения в виде заключения под стражу. В ней говорится, что эта мера не может быть применена к тем, кто подозревается или обвиняется в мошенничестве, растрате и причинении имущественного ущерба путем обмана, «если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности». Новая норма УПК вовремя вступила в силу для руководителя «Русснефти» Михаила Гуцериева, который смог ею воспользоваться. Освободился до срока по этой статье и бывший владелец банка ВЕФК Александр Гительсон. А вот Вера Трифонова, скончавшаяся в СИЗО от осложнившегося заболевания, под 108-ю статью не попала – следствие сочло, что ее дело не связано с предпринимательской деятельностью.

Москва, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,