СМИ: Москва поддержала антииранские санкции, уступив давлению США На улицах Тегерана скандируют «Смерть России!»
Совет Безопасности ООН принял резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана. Документ был принят с подачи США и западных стран, которые заподозрили Тегеран в создании ядерного оружия. Голосование не было единогласным – против введения новых санкций выступили Турция и Бразилия, а делегация Ливана воздержалась. Впрочем, по мнению наблюдателей, не стоить считать, будто резолюция вынудит руководство Исламской республики свернуть ядерную программу. Главным последствием ужесточения санкций против Ирана может стать усиление позиций нынешнего иранского руководства внутри страны, которое уже заявило, что не боится новых ограничительных мер и продолжит атомную программу, пишет газета «РБК daily». Таким образом иранская сторона четко дала понять, что готова пойти на дальнейшее охлаждение отношений с мировым сообществом, в том числе и с дружественной ранее Тегерану Москвой, указывает «Газета.Ru».
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригрозил полным разрывом связей с мировым сообществом и замораживанием контактов с МАГАТЭ. Иранский лидер назвал новые санкции ООН бесполезными, сравнив их с «назойливыми мухами» и заверив, что Иран продолжит развивать ядерную программу. «Эти санкции – все равно что грязный носовой платок: их место – в мусорном баке», – сказал Ахмадинежад, выступая перед иранской диаспорой в столице Таджикистана Душанбе.
В то же время, как отмечает западная пресса, с принятием новых санкций расширился список врагов Ирана. В него попали Россия и Китай, поддержавшие резолюцию Совбеза ООН. Задержки с вводом в эксплуатацию Бушерской АЭС со стороны России и соглашения Китая с Саудовской Аравией, нацеленные на сокращение закупок иранской нефти, подорвали отношения давних партнеров, пишет испанская ABC. На улицах Тегерана к традиционному лозунгу «Смерть США!» добавились призывы «Смерть России!» и «Смерть Китаю!», отмечает издание.
Теперь России придется отказаться от военного сотрудничества с Ираном после расширения оружейного эмбарго для Исламской республики, отмечает российская пресса. Заморозка в первую очередь коснется контракта на поставку Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300, заявили источники в военных кругах РФ. Впрочем, глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев это опровергает, заявляя, что резолюция никак не отразится на российско-иранских контактах. «Систем оборонного характера, к которым относятся ракеты С-300, в запрещающем перечне нет», – заявил он.
Сам Иран так же предупреждал, что не потерпит срыва поставок ракет. «Системы С-300 являются оборонительными, поэтому их поставки не противоречат никаким международным соглашениям, и мы надеемся, что правительство России выполнит свои обязательства. Считаем нерациональным для российской стороны невыполнение своих обязательств», – цитирует посла Ирана в России Махмуда Реза Саджади газета «Взгляд».
Новая резолюция запрещает странам продавать или передавать иным путем Ирану шесть видов тяжелых вооружений: танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, ударные вертолеты, корабли, ракеты и ракетные системы». Вводится также запрет на оказание технической и финансовой помощи таким видам вооружений, включая поставки запчастей для них.
Резолюция ограничивает денежные переводы с участием иранских банков, включая Центробанк этой страны, а также запрещает открытие новых офисов иранских финансовых институтов, если их деятельность может быть использована для развития ядерных технологий. Документ предусматривает создание механизма международного контроля за передвижением грузовых судов и проведения их досмотра, если существует подозрение, что они перевозят грузы, имеющие отношение к иранской ядерной и ракетной программам.
Премьер Турции Реджеп Эрдоган назвал санкции ООН в отношении Ирана ошибкой, передает Рейтер. По его словам, Турция и Бразилия продолжат искать дипломатический выход из ситуации. Представитель Бразилии при ООН Мария Луиза Виотти в свою очередь заявила, что подобный документ в нынешних условиях даст Ирану «неверный сигнал». У Бразилии и Турции есть все основания для недовольства: в мае руководство их стран подписало соглашение об обмене 1,2 тыс. кг низкообогащенного иранского урана на дообогащенное топливо, которое планируется использовать для тегеранского научно-исследовательского реактора, напоминает РБК daily. Однако США посчитали это уловкой со стороны Ахмадинежада, который так и не дал гарантий сворачивания ядерной программы.
Постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что резолюция должна быть воспринята Ираном как еще один сигнал о необходимости позитивно откликнуться на неоднократные призыва шестерки международных посредников (РФ, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) о сворачивании ядерной программы, пишет издание.
Россия, по сути, уступила давлению США в вопросе санкций. Москва сочла необходимым поддержать антииранскую резолюцию на фоне такой важной для нее «перезагрузки» отношений с нынешней американской администрацией. Однако если для того же Китая, который имеет тесные политические и, главное, экономические связи с Ираном, подобный шаг не несет особых проблем, то он серьезно отразится на и так непростых российско-иранских отношениях, считают эксперты.
«Иран действительно не станет ссориться с Китаем, слишком важен для Ирана китайский рынок. А вот Россия не так важна, более того в адрес России уже сейчас сыпятся оскорбления, выходящие далеко за рамки всего того, что стоит ждать от страны, которая намеренно долго с вами общается», – приводит газета мнение президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского.
«Россия важна для Ирана исключительно в двух качествах: поставщик технологий и оборонной техники; и как прикрытие на политической международной арене. В настоящий момент Россия не будет из-за Ирана ссориться с Западом, передавая Тегерану столь необходимые технологии. В итоге, Россия является для Ирана докучливым партнером, которого стоит поставить на место, да и к тому же напомнить, что у Ирана к России масса исторических и политических претензий», – считает эксперт.
Впрочем, главным последствием ужесточения санкций против Ирана может стать усиление позиций нынешнего иранского руководства внутри страны, полагают политологи. Официальный Тегеран еще раз получил подтверждения наличия внешнего врага в лице западного сообщества, и в первую очередь США.
«Во внутренней политике из санкций президент выжмет все, что можно. Конечно, Махмуд Ахмадинежад не прав, говоря, что санкции никаких проблем для Ирана не составят – они составят, причем немаленькие. Другое дело, что остановить иранскую ядерную программу никакими санкциями невозможно. И не важно, какой президент сейчас возглавляет Иран, любой бы другой лидер продолжил ядерную программу точно также как она продолжается сейчас», – сказал Сатановский.
Нью-Йорк – Москва – Душанбе, Ольга Панфилова
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».