AMP18+

Политика

/

Космонавтов перестали награждать Звездами Героя за то, что они – космонавты Награждение чиновников боевыми орденами власти не спешат отменять

Министерство обороны отказало в присвоении звания Героя России космонавту Максиму Сураеву, вернувшемуся на Землю в марте этого года после полугода работы на МКС. Причина – «недостаточно оснований». Распоряжение Минобороны прервало традицию времен СССР давать звание Героя каждому космонавту, выполнившему полет. Это решение вызвало острую общественную дискуссию, его сторонники напоминают об изначальном статусе Героя и его девальвации сегодня. Но, отказав космонавтам в награде, правительство не собирается оставлять практику награждения «гражданских» чиновников боевыми орденами.

Министерство обороны РФ впервые ответило отказом на представление к награждению звездой Героя России космонавта. Максиму Сураеву, полгода находившемуся на орбите Земли в качестве бортинженера на Международной космической станции. О решении Минобороны журналистам на днях объявил вернувшийся с орбиты космонавт Олег Котов: «Высшие руководящие чины Минобороны сейчас почему-то не считают целесообразным награждать звездами Героев России космонавтов. Может быть, изменилось само отношение, я не знаю».

В Роскосмосе также обеспокоены отказом в награде. «Мы направляли повторное обращение в Минобороны», – заявил пресс-секретарь Федерального космического агентства Александр Воробьев. Более того, представление на присвоение звания Героя России космонавту Максиму Сураеву направлено в администрацию президента, минуя структуры Министерства обороны, о чем было заявлено на сайте Роскосмоса. Документы на награждение Сураева дважды направлялись в военное ведомство, и дважды Министерство отвечало отказом.

Решение Минобороны вызвало острую дискуссию в обществе. «Наверное, пришло время автоматически перестать вешать Золотую Звезду на грудь каждому слетавшему космонавту», – сказал ветеран двух космических полетов Павел Виноградов, получивший звание Героя России за участие в восстановлении станции «Мир» после столкновения с грузовым кораблем «Прогрессом» в 1997 году. А помощник главкома ВВС по космосу генерал-полковник Николай Каманин писал ранее в своем дневнике: «Космонавты слишком переоценивают значение своих подвигов и принимают за чистую монету все, что пишется, говорится и показывается по поводу каждого пилотируемого космического полета в наших средствах массовой информации. Все это делается с целью ознакомления нашего народа и народов зарубежных стран с достижениями в космосе советской науки и техники, но делается, по установившейся традиции, в основном так, что все эти достижения представляются заслугой одних лишь космонавтов. Такая традиция очень вредна…», – цитирует Каманина «Независимая газета».

Астронавты NASA, рисковавшие не меньше советских космонавтов, лишь с 1969 года стали получать высшую государственную награду США – «Медаль чести», вручаемую от имени американского Конгресса. Она была названа «Космическая медаль чести» и давалась только «за исключительно выдающиеся усилия и вклад в благосостояние нации и человечества». К настоящему времени ею были удостоены лишь 28 из почти 400 летавших астронавтов NASA (17 из 28 были награждены посмертно). Причем первый человек на Луне Нил Армстронг получил ее только через девять лет после того, как ступил на поверхность Селены, а Джим Ловелл – командир экипажа «Аполлона-13», выживший после взрыва на корабле лишь благодаря мужеству и хладнокровию, – через 25 лет после окончания этого аварийного полета, напоминает газета.

Со сторонниками ограничений не согласен космонавт Алексей Леонов, дважды герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос: «То, что творит Министерство обороны – это произвол. Есть положение о космонавтах, утвержденное высокими инстанциями нашей страны, и оно должно выполняться и не зависеть от того, какой министр обороны в данный момент – представитель торговли он или еще чего-то. Я понимаю, если бы Сураев что-то не сделал. Но он выполнил всю программу. Он летал полгода, к нему прилетали представители многих стран, которые пробыли в космосе меньше его, а награждены так, как нужно. Если в Минобороны считают, что космонавты не достойны званий Героев, тогда надо менять положения. Пусть выходят с соответствующим предложением», цитирует Леонова «Политический журнал».

За долгие годы в России сложилась удивительная традиция – присваивать звания Героя России просто за выслугу лет или по иным формальным основаниям. Соответственно, это звание стало обычной льготой или даже, скажем так, поощрением – Закон РФ «О статусе героев СССР, РФ, полным кавалерам ордена славы» от 1993 года предусматривает достаточно широкий круг привилегий. Само по себе поощрение людей – это всегда дело нужное и полезное, но при этом все забыли, что звание «Героя России» не должно становится просто поощрением за хорошую работу. При таком подходе звание героя обесценивается... Существуют же другие поощрения за хорошую службу и их немало! Просто звание «Героя России» предусматривает пользование наиболее широким кругом привилегий, – приводит издание мнение юриста Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Олеси Шулевой. «На деле государственные награды становятся товаром, причем товаром высокодоходным», – согласен правозащитник центра «Русский Вердикт» Александр Васильев.

Возможно, что в Министерстве обороны задумались о понимании статуса «героя» и попытались на примере космонавта Сураева дать «звонок» обществу, проверяя реакцию на смену конъюнктуры. Но эта версия не выдерживает столкновения с документами кремлевской администрации. Которые доказывают, что продолжает существовать практика награждения не только званием Героя, но и боевыми орденами сугубо штатских чиновников, рискующих каждый миг, вставая с кабинетного кресла. Самым показательным примером может стать известный президентский указ от 17 ноября 2008 года, когда Дмитрий Медведев награждал медиков орденами и медалями за «августовскую войну» с Грузией. В частности, этим указом были награждены Орденами Мужества советник по кадровой политике главы Минздравсоцразвития Анатолий Котельников, замглавы этого же ведомства Максим Топилин и руководитель Федерального медико-биологического агентства Валентин Уйбу. В статуте Ордена Мужества заложена возможность награждения им за « смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни». Сложно представить, как сильно рисковали жизнью медицинские чиновники в Москве августа 2008 года.

Можно вспомнить и о наградах бойцам спецподразделений, участвовавших в штурме «Норд-Оста» в 2003 году. Из пяти Звезд Героев России только две достались непосредственным участникам операции. Зато Героями оказались: первый замдиректора ФСБ генерал В. Проничев, начальник Центра специального назначения генерал А. Тихонов и засекреченный химик, разработавший засекреченный газ, который пустили в Театральный центр.

Большинство орденоносцев – топ-чиновники. Каждая новая человеческая трагедия: война, теракт – повод для увеличения их числа. Но бывает, что награда находит не только членов кабинета министров. В 2007 году, президент Российской Федерации перед телекамерами вручил Звезду Героя России чабану Михайлову Бабу-Доржо «За героизм и самоотверженность при спасении отары овец и высокие достижения в труде».

Москва, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Наука, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,