AMP18+

Политика

/

ВМФ РФ готовится к разделу Арктики с НАТО К 2019 году Северный Ледовитый океан освободится от льдов

Вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что в 2012 году Россия подаст в ООН заявку на расширение границ принадлежности арктического шельфа. В ближайшее время в регион направится вторая экспедиция по научному обоснованию претензий РФ на территории в районе хребтов Ломоносова и Менделеева. Главком ВМФ Владимир Высоцкий подогрел «страсти по Арктике» заявлением о том, что российским интересам угрожают флотилии НАТО и Китая, Японии, Кореи, а также таких «всем известных арктических стран», как Малайзия и Таиланд. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил на это, что освоение Арктики в планы альянса не входит. По оценкам зарубежных экспертов, Северный Ледовитый океан может стать свободным от льда уже к 2019 году.

«Я надеюсь, что в следующем году мы представим в комиссию ООН нормальную, научно обоснованную заявку», – цитирует Иванова ПРАЙМ-ТАСС. Вице-премьер отметил, что на днях должна стартовать вторая экспедиция по научному обоснованию претензий России на шельф в Арктике в районе хребтов Ломоносова и Менделеева.

Заявление Иванова подкрепил главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, заявивший, что экономическим интересам РФ в Арктике угрожают силы НАТО и полудесятка азиатских государств.

«В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз... которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ», – заявил Высоцкий на заседании морской коллегии при правительстве РФ в Нарьян-Маре.

Зоной своих интересов Арктику обозначил Североатлантический альянс, приводит слова адмирала Lenta.ru. Кроме того, в регионе активизировалась деятельность Китая, Японии, Кореи, а также таких «всем известных арктических стран», как Малайзия и Таиланд. По словам Высоцкого, действия этих государств приобретают «системный, коалиционный характер».

К обсуждению арктической темы присоединились и другие военачальники. Российский министр обороны обещал усилить армейскую группировку на севере России двумя бригадами, а его канадский коллега Питер Маккей объявил о намерении провести в августе «самые крупные в истории» страны учения вооруженных сил в Арктике. А генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге 5 июля, что освоение Арктики в планы альянса не входит. Признав, что у ряда стран – членов альянса есть свои интересы на Крайнем Севере, Расмуссен тем не менее заверил: «У НАТО нет намерения присутствовать в арктическом районе». К демонстрации намерений присоединился Минфин, объявив, что в ближайшие годы Россия усилит и без того лидирующий в мире ледокольный флот. В Белом доме сообщили, что в 2012 году будут выделены деньги на строительство трех атомных и трех дизельных ледоколов.

Если Россия получит права на хребет Ломоносова, она может обойти Канаду и Соединенные Штаты в гонке за «сокровища Арктики». Это даст России контроль над 60% всех углеводородов, которые могут быть обнаружены в регионе. Недра Арктики и регулярное морское сообщение между Европой и Азией по Северному морскому пути становятся все более реалистичными из-за изменения климата, пишут «Ведомости».

Из-за потепления, вызванного естественными климатическими причинами и воздействием человека на атмосферные процессы (влияние каждого из факторов ученые оценивают по-разному), за период с конца 1970-х гг. до начала 2008 г. площадь постоянных льдов сократилась почти вдвое – с 7,9 млн до 4,2 млн кв. км, среднегодовая температура в Арктике повысилась на два градуса. По оценкам некоторых зарубежных экспертов, Северный Ледовитый океан может стать свободным от льда уже к 2019 году.

Российские ученые из НИИ Арктики и Антарктики не согласны с этими прогнозами. По их данным, отечественный сектор Арктики будет полностью доступен для судоходства в летний сезон (с апреля по сентябрь) к концу 2020-х – началу 2030-х годов. Канадский и американский секторы, по этому же прогнозу, будут свободны от льдов летом только к началу 2070-х годов.

При всей противоречивости прогнозов большинство ученых согласны, что экономическая деятельность в северных широтах в ближайшее время облегчится. Это сделает более перспективным судоходство по Северному морскому пути. Длина маршрута Роттердам – Иокогама – 7345 миль (13 600 км), что на треть короче пути через Суэцкий канал – 11 205 миль (20 750 км). И это козырь для России: на самом трудном участке маршрута торговые и пассажирские корабли могут проходить Северный морской путь только в сопровождении российских атомных ледоколов. С перспективами еще не все ясно, но подготовка к более интенсивному движению в Арктике уже начата.

Призом в этой гонке станут природные богатства Арктики. Только на дне Баренцева моря, недавно, в 2010 году, разграниченного между Россией и Норвегией, запасы углеводородов оцениваются в 7,6 млрд тонн условного топлива. Ученые и эксперты спорят об общем объеме месторождений на континентальном шельфе. По мнению авторов Геологического обозрения США во главе с Дональдом Готье, Арктика может содержать около 50 трлн куб. м газа и около 90 млрд баррелей неразведанных запасов нефти (примерно 11 млрд тонн) – больше ресурсов Нигерии, Казахстана и Мексики, вместе взятых. По оценкам российского Минприроды, только в отечественном секторе можно извлечь 120 млрд баррелей (15 млрд тонн) нефти и почти 85 трлн кубометров газа. На дне Арктики есть и другие полезные ископаемые, воды северных морей богаты рыбой.

Москва, Алексей Усов

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Северо-Запад, Центр России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,