«Тандем» начинает очередное переформатирование правительства
Путин и Медведев начинают переформатировать структуру правительства, причем во второй раз. Первый опыт они приобрели весной 2008 года, когда Медведев в роли избранного, но не вступившего в должность президента, и Путин в ранге президента, переходящего на пост премьер-министра, совместно работали над структурой нового Кабмина и администрации президента.
Как отмечает в сегодняшнем материале газета «Коммерсант», тот опыт оказался с бюрократической точки зрения успешным. Состав правительства, а также администрации президента, сформированный весной 2008 года и утвержденный практически сразу после инаугурации, практически в неизменном виде проработал почти до думских выборов 2011 года.
Перемен было немного, напоминает «Ъ». Осенью 2008 года Дмитрий Козак сдал пост министра регионального развития и остался просто вице-премьером, в январе 2010 года в правительстве появился новый вице-премьер (а также полпред президента в специально созданном Северокавказском федеральном округе) Александр Хлопонин. Осенью того же года глава аппарата правительства, вице-премьер Сергей Собянин стал мэром Москвы, его место занял вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Больше перемен случилось уже в ходе выборов. После того как было объявлено, что Путин будет баллотироваться в президенты, а Медведев станет премьером, отставку получил вице-премьер Алексей Кудрин, публично не захотевший работать под началом Медведева.
После думских выборов кадровая ротация набрала обороты: во второй половине декабря спикером нижней палаты нового созыва стал экс-глава администрации президента Сергей Нарышкин, одним из его первых заместителей – экс-вице-премьер Александр Жуков. Затем последовали еще более существенные перестановки: главой администрации президента стал экс-вице-премьер Сергей Иванов, а его первым заместителем – Володин.
Владислав Сурков отправился в правительство на пост вице-премьера. Там он отвечает за модернизацию, политику в области культуры и искусства, науки и инновационной деятельности, за госрегулирование в сфере молодежной политики, за единую государственную демографическую политику, развитие туризма и взаимодействие с религиозными объединениями. Наконец, последним кадровым решением стало появление в правительстве на посту вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Следующие перемены произойдут, видимо, уже после инаугурации, полагает «Коммерсант». Будущий президент и будущий премьер уже неоднократно подчеркивали, что правительство подвергнется радикальному обновлению. Эксперты уже прогнозируют смену чуть ли не всего действующего кабинета и, возможно, изменение его структуры.
Впрочем, это можно назвать традиционными предвыборными намерениями. В целом есть два способа формирования правительства и других властных структур: люди на руководящие посты подбираются под цели и функции, либо цели и функции подбираются под людей. В России при формировании правительства всегда реализовывался смешанный вариант с большим уклоном в сторону второго.
Так, в 2004 году формирование нового правительства избранным на второй президентский срок Путиным шло, как и сейчас, под лозунгами реформы госуправления. Тогда эта реформа делилась на две части – административная реформа для снижения нагрузки на бизнес и борьбы с коррупцией (снижение количества госфункций) и реформа бюджетного процесса для повышения эффективности госрасходов (бюджетирование по результатам).
Частично под эти задачи обновлялась структура правительства. Так, из Госдумы в правительство на должность вице-премьера переместился Александр Жуков, чтобы в том числе возглавить новую комиссию «по повышению результативности бюджетных расходов».
В 2008 году переехавший в кресло премьера Владимир Путин никаких новых радикальных программ госуправления не провозглашал. Более важно было расставить по постам членов кремлевской команды. Это и стало одной из причин того, что в течение четырех лет кадровые изменения были минимальными.
В этот раз количество руководителей, которым при реорганизации правительства и администрации президента необходимо раздать подобающие посты, еще больше, ведь теперь премьером станет бывший президент, а президентом – бывший премьер. Однако, по уверению источников «Ъ», одна из важнейших целей – формирование такой же стабильной команды, как и в 2008 году.
Про команду будущего президента известно уже гораздо больше, чем про правительство. 7 марта Владимир Путин объявил о том, что Сергей Иванов останется руководить его администрацией, поскольку будущий президент знает его «давно, это очень опытный человек».
Высоки шансы на сохранение должности первого замглавы администрации президента и у Вячеслава Володина, считающегося одним из главных авторов победы Путина на выборах. Это означает, в частности, что Володин получит возможность продолжить дальнейшую реформу управления внутренней политики (УВП).
Эта структура уже была пополнена двумя представителями команды Володина – Дмитрием Бадовским, который был его советником в правительстве, и бывшим главой «Молодой гвардии «Единой России» Тимуром Прокопенко, напоминает «Ъ». На департамент по региональной политике был назначен глава комиссии «Единой России» по работе с общественными приемными Владимира Путина Алексей Романов. Как писал «Ъ», появлению новых кадров предшествуют структурные перемены, выражающиеся, прежде всего, в появлении новых подразделений в УВП и привлечении к их руководству новых кадров.
Ротация продолжается. По утверждению источников «Ъ», близких к администрации президента, стало известно об уходе одного из замов главы УВП Ивана Демидова, который отвечал за работу с общественными объединениями и религиозными организациями. Демидов от комментариев отказался.
Важным элементом в нынешнем процессе формирования правительства является инициатива Дмитрия Медведева по созданию системы «открытого правительства» – по аналогии с 2004 годом объявлена новая реформа госуправления. Система предполагает, что формальное правительство будет работать по-новому: в обязанность ему собираются вменить системное взаимодействие с широко представленным экспертным сообществом, гражданами и их объединениями.
По опыту создания таких систем в других государствах (краудсорсинг), в идеале они призваны с помощью самих налогоплательщиков повышать эффективность госуправления с победой над бюрократией и коррупцией. Главным инструментом подобной системы является так называемое электронное правительство, или в более широком понимании – «электронная демократия». Речь идет не только о предоставлении услуг гражданам в электронном виде, но и об участии экспертного сообщества и граждан в формировании государственной политики и контроле эффективности работы властей.
Неожиданное проявление будущим премьером добровольного намерения работать в такой системе вылилось в создание под руководством главы президентской администрации Сергея Иванова рабочей группы по подготовке предложений по созданию системы «открытого правительства». Как показали проведенные в течение двух недель заседания, рабочая группа уже сама стала первым элементом системы «открытого правительства». Десять подгрупп с широким составом привлеченных экспертов получили задание разработать не только предложения по системе «открытого правительства», но и рекомендации по совершенствованию всей системы госуправления, в том числе и к будущей программе нового премьера.
Тот факт, что одной из десяти подгрупп поручили подготовить рекомендации по «развитию кадрового потенциала», свидетельствует о намерении господ Путина и Медведева существенно обновить правительственную команду. Во-первых, некоторые члены нынешнего кабинета министров уже заявляли о своей готовности сменить работу (глава Минпромторга Виктор Христенко это уже сделал).
Во-вторых, для реализации заявленной новой системы госуправления формальному правительству пригодятся новые по менталитету и навыкам кадры. Более того, 14 марта, не дожидаясь сроков окончания изысканий рабочей группы по всем направлениям (15 апреля), Дмитрий Медведев решил провести заседание группы для обсуждения проблем именно кадровой политики. В связи с этим, по информации «Ъ», в начале марта подгруппа «Развитие кадрового потенциала» попросила все остальные подгруппы, исходя из их тематики, оперативно представить свое видение требований к новой формации госслужащих.
Как выяснил «Ъ», первой представила свои предложения подгруппа, разрабатывающая рекомендации по электронной основе «открытого правительства». В числе требований введение сертификации компьютерной грамотности и обязательного повышения квалификации госслужащих, введение позиции CIO (Chief Information Officer) в министерствах и ведомствах, постепенный запрет на бумажный документооборот, за исключением отдельных случаев.
С точки зрения формирования нового правительства важными могут стать и предложения еще двух подгрупп, имеющих непосредственное отношение к созданию системы «открытого правительства»,– «Показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство»« и «Защита прав граждан». Правда, пока их требования к квалификации госслужащих нового правительства еще не были окончательно сформулированы.
В любом случае представленный 14 марта президенту сводный доклад по кадровому потенциалу может повлиять на назначения в правительстве. Не исключено, что и некоторые участники рабочей группы будут рассматриваться как кандидаты в новое правительство.
Ранее Дмитрий Медведев на встречах с общественным комитетом сторонников, некоторые члены которого вошли в рабочую группу, давал понять, что кому-то из них могут быть предложены посты. Напомним, что член этого комитета Дмитрий Рогозин уже стал вице-премьером, а глава этого комитета Михаил Абызов – советником президента. Однако вопрос о том, будут ли при формировании нового правительства в большей степени люди подбираться под новые задачи или наоборот, пока остается открытым.
Что касается создания самой системы «открытого правительства», то ее предварительная схема функционирования, которая должна быть представлена Дмитрию Медведеву 15 апреля, обсуждалась 7 марта на заседании подгруппы «Защита прав граждан». В ходе обсуждения глава подгруппы Михаил Абызов пояснил: ««Открытое правительство» – это не только функция правительства. Это функция власти в целом и гражданского общества». Он предложил не называть «открытое правительство» лишь механизмом «обратной связи» с обществом, а говорить в широком смысле о технологии «совместного действия».
Автор схемы – советник главы Сбербанка Алексей Ситников поддержал эту концепцию. «Надо общество впускать в процесс целеполагания, а не только в проблемы кочек на дорогах»,– заявил он. Он пояснил «Ъ», что одним из ключевых элементов технологии совместных действий для преодоления разрыва между государством и обществом может стать создаваемое общественное телевидение. По словам эксперта, оно может решать задачи определения общественных интересов, отбора лучших идей и способов решения проблем, поиска специалистов и общественного контроля эффективности решения проблем.
На заседании также обсуждались рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства. Эксперты подгруппы в итоге сошлись на том, что полностью исключить злоупотребления в ходе выборов может только автоматизированная система голосования, которая еще не применяется и в международной практике. Михаил Абызов для начала предложил составить электронный архив проблем и нарушений.
«А то мы ходим по кругу каждый избирательный цикл. Если мы говорим про глобальную перезагрузку избирательного права, то такой архив необходим»,– пояснил он. Он также предложил для обсуждения этих проблем собрать экспертов Общественной палаты, Центризбиркома и общественных объединений, в том числе и возникших в нынешнем избирательном цикле.
«У всех граждан страны должна быть уверенность, что их предложения и жалобы будут услышаны»,– пояснил он. А Глеб Павловский предложил «привести обязанности председателей комиссии в соответствие с правами наблюдателей», а также запретить формировать избиркомы по партийному принципу, заключает «Коммерсант».
Москва, Марат Бубновский
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».