Убийство шейха власти Дагестана используют как повод создать нацополчение (ФОТО) А спецслужбы станут проверять всех русских женщин, принявших ислам
Убийство смертницей-актрисой и вдовой четырех боевиков одного из исламских лидеров Дагестана, шейха Саида Афанди Чиркейского, стало поводом для введения в практику правоохранителей новых методов и поводом для политических спекуляций властей республики. Спецслужбы могут ввести практику контроля, как минимум, всех русских женщин, принявших ислам. А власти Дагестана стали продвигать идею создания республиканского ополчения – аналога американских «парамилитарес». В виде «ЧОПа республиканского подчинения», в который войдут, прежде всего, родственники и друзья убитых боевиками местных жителей.
Исламского богослова убила трижды вдова боевиков
Шейх Саид Афанди Чиркейский был убит в Дагестане во вторник, 28 августа. Как выяснили следователи, убийство «духовного лидера» дагестанских мусульман было осуществлено смертницей. Ее опознали после того, как голова террористки, совершившей самоподрыв, нашлась на месте взрыва в селении Чиркей Буйнакского района. Как сообщает «Коммерсант», ее фотографии были распространены по отделам полиции в республике еще в апреле – вместе с ориентировками на Ризвана и Муслимат Алиевых: исчезнув из дома, они сразу были причислены к потенциальным смертникам. Русская девушка, принявшая ислам, успела побывать замужем за четырьмя боевиками.
В бандподполье 30-летняя Аминат Курбанова, в девичестве Сапрыкина, оказалась 10 лет назад, когда познакомилась со своим первым мужем Маратом Курбановым. Они работали в Русском театре Махачкалы и вместе выступали в танцевальном коллективе «Снеч». Старший брат Марата Ренат был активным боевиком. После его гибели Марат перешел на нелегальное положение. Следом за ним последовала и Аминат, которая стала ваххабиткой. В 2009 году Марат был убит во время спецоперации, уточняют «Известия».
После этого Аминат снова вышла замуж – за пособника террористов Тимура Курбанмагомедова. Но этот брак продлился недолго. Отсидев небольшой срок за пособничество, он публично порвал с боевиками. После чего Аминат с ним разошлась.
Ее новым мужем стал Магомед Ильясов, боевик губденской бандгруппы, которая подготовила семейную чету – «русских ваххабитов» Марину Хорошеву и Сергея Раздобудько. 19 декабря 2011 года Ильясов взорвался в собственной машине, перевозя самодельную бомбу. После его гибели Аминат исчезла из поля зрения спецслужб и объявилась в селе Чиркей только 28 августа 2012 года, где совершила теракт.
Как выяснилось теперь, в последнее время она проживала в селе Комсомольское Кизилюртовского района; именно оттуда Курбанова, заказав такси, выехала в Чиркей – селение, знаменитое прежде всего тем, что там проживает самый влиятельный дагестанский шейх. Ей удалось уговорить людей из ближайшего окружения шейха (у него не было охраны, а доступ к религиозному лидеру регулировали ближайшие родственники Саида Афанди Чиркейского) пропустить ее вне очереди – она сослалась на беременность и плохое самочувствие. По рассказам очевидцев, подойдя к шейху, женщина сказала ему, что она русская и хотела бы принять ислам. Шейх понял ее, улыбнулся и подозвал для дальнейшей беседы переводчика (свои проповеди он читал на родном аварском языке). Сразу после этого прогремел взрыв. Бомба была начинена шариками от подшипников. Жертвами самоподрыва смертницы стали семь человек. Помимо самого шейха погибли местная жительница 57-летняя Патимат Мугумаева и пять посетителей религиозного наставника – житель селения Дылым Казбековского района 20-летний Магомед Умаров, его односельчанин 72-летний Магомед Бектемиров и жители селения Хаджалмахи Левашинского района республики – 48-летний Мурад Османов, 20-летний Магомедшариф Османов и 11-летний Осман Османов. Еще один человек, находившийся в общей комнате дома, получил ранения и был доставлен в больницу.
По данным «Ъ», выпускница факультета актерского мастерства Дагестанского государственного университета, бывшая актриса Русского драматического театра Махачкалы и солистка ансамбля брейк-данса Аминат Курбанова еще раньше была подготовлена в качестве «живой бомбы». Правоохранители числят за ней две неудачные попытки самоподрыва. Одна из них была в прошлом году, когда смертница направлялась на рейсовом автобусе в Москву. Заподозрив, что за ней осуществляется наблюдение, она сошла с автобуса в Саратове, выкинув «пояс шахида» в мусорный бак, после чего вернулась обратно в Дагестан. Боевики, контролировавшие Курбанову, решили не оставлять исполнение убийства шейха на ее волю, и контролировали женщину до момента теракта: «За такси, в котором ехала смертница, всю дорогу следовала машина, которую мы сейчас ищем» – пояснили в СКР.
Последствия теракта силовики и власти Дагестана решили использовать по-максимуму, но по разному. Для первых это стало еще одним аргументом, чтобы «выбить» из собственных и «политических» руководителей возможность отслеживать участь всех русских женщин, которые принимают ислам или выходят замуж за мусульман. О том, что такие люди – это постоянная «группа риска» – говорилось давно, и силовиками и политологами, но массовых мероприятий, чтобы предотвратить возможность превращения таких женщин в смертниц, не предпринималось: силовики отслеживали лишь тех, кто был замужем за «доказанными» боевиками.
Кросскультурные браки – среда распространения религиозного экстремизма?
Причиной особого внимания к русским женщинам, принимающим ислам, кроется в роли женщины в мусульманских (в частности, кавказских) семьях. Например, такой момент, что пока жив муж такой женщины, она является его собственностью и частью общины. Став вдовой – она стремительно превращается в общесемейный скот, парию. И готова на все, в том числе и на самоубийство через совершение теракта, лишь бы избавиться от такой жизни. Кроме того, срабатывает фактор «чужака» – русской, оказавшейся в условиях иной культуры и в окружении иного народа. «Наших русских девушек очень любят мусульмане, потому что из них получаются гораздо более послушные и податливые жены, чем из тех же мусульманок. Боевики особенно любят русских девушек, потому что они становятся абсолютно беззащитными – они попадают в чужую социальную среду, не знают социально-этических норм этого народа, их проще запугать и зомбировать», – отмечает психолог-криминалист Михаил Виноградов. В МВД подтверждают, что тенденцией последних лет стали именно русские смертницы, принявшие ислам.
История Аминат Курбаевой, трижды вдовы боевиков, и ставшей затем террористкой-смертницей – еще одно подтверждение этой закономерности.
Также закономерно оказалось возмущение мусульман инициативой силовиков по превентивному контролю «новообращенных» русских. Муфтии внезапно вспомнили о конституционных нормах и свободе выбора. «Какими нормами закона будут руководствоваться эти люди, желающие взять под контроль «новообращенных», ведь статью в Конституции о свободе совести и вероисповедания никто не отменял? Здесь же предлагают лишить русских женщин права свободного выбора. Но дело не в национальности смертника. Нельзя сужать проблему до такого уровня. Это же абсурд – брать людей под контроль только из-за их религиозных мировоззрений», – возмутился Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов.
Дагестанские «парамилитарес» – отряды самообороны, которые легко могут стать мафией
Убийством шейха решили воспользоваться не только российские силовики, но и власти Дагестана. «Призываем дагестанцев во имя будущего республики выполнить свой гражданский долг, оказать всемерную помощь правоохранительным органам в противодействии экстремизму и терроризму» – заявил президент республики Магомедсалам Магомедов на заседании местного Совбеза. По его мнению, следует создать «отряды самообороны». «Нужно создать дружины из молодых людей, готовых вместе и под руководством органов внутренних дел вести работу по обеспечению внутренней безопасности, по наказанию этих бандитов. Все, что для этого необходимо организационно и материально, мы должны сделать. Мы должны сплотиться перед лицом этой угрозы».
Во властных структурах Дагестана уже говорят, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера. Депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов предположил, что эти отряды будут оформлены как общереспубликанский ЧОП с филиалами в каждом селе.
Идея вооруженного ополчения, как средства противостояния преступности и терроризму, – далеко не нова и была с разной степенью успешности испытана в разных странах Северной и Южной Америки. В США «парамилитарес» сегодня выполняют функции одновременно помощников полиции, резерва ополченцев, системы обучения молодежи околовоенному делу и основам права. В отдельные моменты истории США такие объединения представляли собой мощную и влиятельную силу. А в эпоху «фронтира» – единственную силу, организованную и полномочную. Сейчас в пограничных штатах такие объединения добровольцев участвуют в патрулировании границы с Мексикой и «тихой» войне с наркотраффиком и мексиканскими бандами.
В Южной и Центральной Америках примеры деятельности парамилитарес не столь однозначны. Помимо вышеперечисленных функций, они активно использовались политиками в борьбе с политическими оппонентами. Если в США такие «дружины» имеют отчетливо консервативную ориентацию на «базовые ценности», то южнее среди «народных дружинников» хватало и боевиков-троцкистов (те же колумбийские FARC), и неофициальных «карателей», действующих в интересах различных хунт. Известны в истории Латинской Америки также случаи, когда отряды «ополченцев» становились своего рода мафией, обкладывая «налогом на защиту» целые районы и города.
Учитывая специфику нынешнего состояния северо-кавказских республик, было бы крайне наивно предполагать, что «парамилитарес», в случае их создания, будут функционировать по «дистиллированному» североамериканскому типу. Также трудно не заподозрить республиканские власти в корыстном интересе создания военизированных, но мало контролируемых формирований. Те же колумбийские ФАРК поначалу были очередной леворадикальной вооруженной группировкой, отчасти выполнявшей функции милиции в подконтрольных ей районах. Вскоре, они стали чем-то наподобие «ополченцев Ичкерии» начала 90-х. FARC несёт ответственность за многочисленные террористические акты, взрывы, убийства политиков, похищения людей и вымогательства в стране.
Жители Дагестана начали создавать отряды самообороны в конце 90-х годов, когда обстановка в республике была сложной и гарантировать безопасность граждан не могли ни вооруженные силы, ни МВД, ни ФСБ. Общая численность народного ополчения, которое могло бы в случае нападения дать отпор боевикам, достигала нескольких тысяч человек. Для многих дагестанцев участие в отрядах ограничилось лишь несением караула и патрулированием территории, но часть ополченцев принимали участие в боевых действиях. Статус их был настолько неопределен, что их иронически называли «официальными незаконными вооруженными формированиями». Многие из них после «второй чеченской» кампании попытались судиться с государством, добиваясь статуса ветеранов боевых действий. Но безупешно. Также нет статистики, кто из бывших ополченцев или членов из семей стал членом нового бандподполья Дагестана.
Дагестанские ополченцы, конец 90-х – начало 2000-х
Американские парамилитарес. «Гражданская милиция» Аризоны патрулирует границу с Мексикой. Фото Майка Кейна
Аризонский «милиционер». Фото Майка Кейна
Парамилитарес штата Айдахо. Фото – Мэтт МакНайт
Парамилитарес штата Айдахо на сборах. Фото – Мэтт МакНайт
«Гражданская милиция» Айдахо – «Мы- зубы Конституции». Фото – Мэтт МакНайт
Молодые буры и их офицеры-наставники из неофициальной организации Kommandokorps, ЮАР. Кадр из документального фильма Эллиса Ван Гелдера о «расистской» Kommandokorps
Колумбийские парамилитарес из Aguilas Negras («Черные орлы») – правоконсервативное ополчение, противники FARC. Фото – Рауль Арболеда
Колумбийская «гражданская милиция» – Autodefensas Unidas de Colombia (AUC) – от этой организации впоследствии отделились Aguilas Negras (фото из видеосюжета CNN)
Еще один боец колумбийской AUC
Махачкала – Москва, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».